Одежда египтян

Чтобы составить по возможности точное представление об одежде египтян по ее изображениям на памятниках, прежде всего необходимо понять форму художественного мышления, свойственную этому народу.

По всей вероятности, изобразительное искусство египтян развилось из бывшего у них в употреблении образного письма, или иероглифики, с которой оно было тесно связано до самого позднейшего времени. Все фигурные изображения на монументах по своей сути являются переводом иероглифических надписей, которые сопровождают и поясняют эти изображения общепонятным языком. Поэтому высокая степень точности в изображении отдельных предметов, строгое сохранение однажды принятой и всем понятной формы стали обязательны для египетских художников. Они могли творить, лишь подчиняясь известным правилам. Вследствие этого все время существования египетского государства искусство египтян почти без изменений сохранило свой первоначальный, как бы детский характер. Наиболее явно он выражается в рисованных и рельефных изображениях человеческих фигур: они похожи на рисунки, начерченные неумелой рукой ребенка, без перспективы и ракурса. В египетских фигурах конечности и голова всегда представлены в профиль, а грудь и плечи — анфас.

Для египтянина первостепенное значение имели вещи, относившиеся к его стране или личности. Поэтому египетские художники прилагали все усилия, чтобы на их картинах и рельефах даже одежда была воспроизведена как можно более точно и детально. Желая передать мельчайшие подробности в изображении одежды, они почти всегда представляли ее анфас, независимо от расположения самой фигуры. Поэтому ориентация одежды часто противоречит постановке фигур.

Тщательность в изображении деталей одежды, например складок и т.п., также обусловливалась правилами египетского искусства. Живая природа не терпит подобной неподвижности, но практическое мышление египтян поставило их искусство в определенные рамки, предписав ему неизменную норму. Неуклонное стремление к логически завершенной внешней форме не позволило им достичь художественной свободы.

Древние египтяне изготавливали свою одежду как из шкур животных, так и из растительных материалов. Из последних использовались преимущественно хлопок и лен, которые перерабатывались в ткани различного качества, от самых грубых до тончайших. Некоторые второстепенные принадлежности одежды изготавливались из твердых волокон различных растений, но чаще всего из кожи. Насколько можно судить, в древнейшие времена одевались преимущественно в хлопчатобумажные ткани. Такого рода одежда считалась «ненастоящей» и называлась «шенти» (сплетенное). Ей противопоставлялась «настоящая» одежда, которая называлась «пек» и шилась, вероятно, из полотна. Первое упоминание о ней найдено в надписях 19-й династии (2000 г. до н.э.), где так назван египетский передник.

Сведения о ткацком ремесле в Египте встречаются еще в мифах. Его изобретательницей считалась богиня Нейф (Афина, Минерва). Однако высшей стадии развития оно достигло не ранее начала Нового царства, когда египтяне научились выделывать ткани, не уступающие по своему качеству тюлям и тончайшим батистам. Таким же образом совершенствовалась технология покраски материи и другие ремесла, связанные с изготовлением платья. В древнейшие времена ткани красили в красный, голубой или зеленый цвета. Позднее стали использовать и все другие цвета. Это положило начало украшению одежды разноцветными узорами (рис. 1, а — в) и металлическими вышивками. Несмотря на это, во все время существования египетского царства натуральная блестящая белизна полотна оставалась любимым цветом египтян.

Узоры на одежде египтян

Рис. 1

В период Нового царства были широко известны египетские кожевники и башмачники. В Фивах они проживали даже в особой части города. Остатки их изделий, большая часть которых сейчас находится в музеях и коллекциях, и поныне доказывают их мастерство.

Передник — древнейшая и первоначально единственная одежда — стал традиционной деталью туалета египтян. Он и до сих пор является национальной одеждой коренных жителей Нильской долины.

Ткань и размеры передника были разными, в зависимости от сословия и звания носящего. Низшие классы или рабы прикрывали свою наготу куском кожи или бумажной материи, как и сегодня поступают некоторые африканские племена (рис. 2, а — г). Одежда же знатных людей состояла из большого продолговатого куска ткани, который плотно оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног и придерживали поясом (рис. 2, ж). Жрецы и ученые поверх этого передника облачались иногда еще в один, из более дорогой ткани, сложенный в красивые складки, спадавшие либо спереди, либо сзади (рис. 2, м). Помимо передника, представители знатных сословий надевали верхнее платье: узкий плащ, наброшенный на плечи, выделанную шкуру (тигровую или леопардовую), которая охватывала спину, пропускалась под мышками и на плечах связывалась ремнями.

Передники

Рис. 2

Этот простой мужской костюм оставался во всеобщем употреблении и в эпоху расцвета Древнего царства. Даже знатные сословия носили только плотно обернутый вокруг тела передник (рис. 2, д). В то же время стали входить в употребление и другие формы этого одеяния. В сущности, тот же продолговатый и плотно охватывавший поясницу кусок материи, но только сложенной мелкими и правильными складками (рис. 3, а — в). Впоследствии знатные лица стали носить передники самых разнообразных форм и гораздо больших размеров, которые закрывали всю нижнюю часть тела (рис. 4, а — в).

Одежда египтян

Рис. 3

Вместе с постепенным увеличением размеров передника в период процветания Древнего царства вошла в употребление одежда, похожая на сорочку, которая почти полностью прикрывала верхнюю часть тела. Однако долгое время такая одежда считалась большой редкостью, и только после войны с Азией, когда царство было восстановлено, она стала широко распространяться, преимущественно среди высших сословий. Сорочки же из тонких материй носила только знать.

Одежда египтян

Рис. 4

С восстановлением царства (около 1600 г. до н.э.) стало заметным различие в одежде разных сословий. Мужская половина рабочего и неимущего населения осталась при своем традиционном переднике. Его форма и ткань, из которой он был сделан, менялись сообразно с занятиями носившего. Так, мясники надевали кожаный передник с металлическим бруском на ремне для оттачивания ножа (рис. 2, е). У высших классов эта часть костюма была очень разнообразно и роскошно отделана, чему способствовало появление в то время различных материй. Так, например, поверх передника из плотной материи, обтягивавшего бедра, надевали передник из материи прозрачной, который имел форму не очень длинной юбки и спускался складками (рис. 2, з). Иногда носили передники, составленные из двух или нескольких кусков плотной ткани, наложенных один на другой и различно свернутых (рис. 2, и — л; рис. 4, в; рис. 7, б). Наконец, большой кусок ткани складывался так, что одной половиной охватывал бедра, спускаясь ниже колен, а другой закрывал грудь и спину (рис. 4, г). Этот тип одежды появился в более позднее время, придя в Египет из Эфиопии. Туземцы Нубии и Абиссинии носят его в таком же точно виде и до сих пор.

Одежда египтян

Рис. 5

Представители высших сословий носили кроме передника, который часто служил им единственной одеждой, верхнее платье из дорогой материи. Оно изготавливалось из более или менее плотных тканей и имело форму либо сорочки, либо просто накидки. Под такую одежду, которая была сделана из прозрачных или плотных тканей, но не доходила до колена (несколько ее образчиков сохранилось и доныне — рис. 5), обычно надевали передник (рис. 4, д ,е). В низших классах были менее строги относительно соблюдения приличий: носились своего рода фуфайки из грубой ткани, которые едва прикрывали бедра, а иногда доходили только до поясницы (рис. 6, а — г).

Одежда египтян

Рис. 6

Ноги египтяне не прикрывали ничем, кроме описанных выше длинных передников. Только в исключительных случаях, например при торжественных церемониях, было принято оборачивать вокруг ноги и подвязывать под коленом длинную заднюю половину передника (рис. 7, в). Иногда надевали также наколенники из кожи (рис. 7, а), но, судя по всему, только при определенных ремесленных занятиях, с целью предохранить ногу от ранения.

Одежда египтян

Рис. 7

Обычай покрывать голову и носить обувь стал распространяться среди мужского населения Египта не ранее периода Нового царства.

Простонародье обычно предпочитало круглую, плотно прилегающую к голове шапку из кожи или бумажной ткани, иногда — сплетенную из твердых листьев и стеблей растений. Головные уборы представителей высших сословий были такой же формы, но выкрашены либо в один цвет, либо разноцветными полосами (рис. 8, а). Знатнейшие сановники, а особенно фараоны, уже издавна носили особый головной убор, имевший вид чепца (рис. 8, б, в). Он состоял из большого квадратного куска материи (как правило полосатой), который складывался пополам, треугольником и длинной стороной в виде складки накладывался на лоб так, чтобы середина складки приходилась посередине лба. Этот чепец прикреплялся лентой, пропущенной под висячие концы куска и за уши. Задние, висящие вдоль спины концы, скручивали в пучок и обматывали той же лентой.

Головные уборы египтян

Рис. 8

Египтяне носили обувь двух разновидностей: сандалии и полубашмаки. Как те, так и другие либо делались из кожи, либо плелись из разрезанных на узкие полоски листьев папируса (рис. 9, д, ж). Судя по изображениям на древних памятниках, представители знатных сословий носили только сандалии с золотыми или позолоченными украшениями (рис. 9, а — в). Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней — широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами и пристегивался к широкому (рис. 9, в). Иногда эти ремни связывались наглухо, и тогда сандалию можно было надевать на ногу как башмак или туфлю (рис. 9, д, ж). По дошедшим до нас хорошо сохранившимся египетским сандалиям видно, что описанный простой способ прикрепления их впоследствии усложнился и стал разнообразнее (рис. 9, в — ж). Эти же уцелевшие сандалии доказывают, что ношение обуви было гораздо более распространено в Египте в позднейшее время. Можно предположить, что сандалии надевались только при выходе из дому.

Обувь египтян

Рис. 9

Одежда женщин значительно отличалась от мужской, особенно в древнейшие эпохи. Требовалось, чтобы женщины закрывали свое тело полнее, чем мужчины. И только не ранее конца Древнего царства, когда египетская культура попала под влияние азиатской, в женском костюме появились отклонения от старинного обычая. Танцовщицы и актрисы, вероятно, заехавшие в Египет из Азии, стали публично показываться одетыми либо только в короткие дутые юбки, либо в тонкие прозрачные сорочки.

Древнейшая национальная одежда египтянок состояла из тканого платья, которое, плотно прилегая к телу, закрывало его от груди до ступней ног и держалось на помочах (рис. 10, в). Иногда платье покрывало и грудь, и плечи — в таком случае оно ткалось с короткими и узкими рукавами (рис. 10, г, д). Женщины низших классов для большего удобства в работе подворачивали свое платье, не оскорбляя при этом чувства стыдливости (рис. 10, а, б).

Одежда женщин в Египте

Рис. 10

Это же платье было общеупотребительным между представительницами высших классов и оставалось таким до позднейшей эпохи. С развитием роскоши и страсти к нарядам его начали украшать разноцветными узорами, о которых говорилось выше (рис. 1, а — в). Но в то же время знатные женщины стали носить и тонкие прозрачные материи. Они делали из них накидки; в эпоху Нового царства богатые люди и знать любили щеголять такими тканями. Костюм представителей этих классов состоял в то время из широкой сорочки, короткой юбки и большого четырехугольного с закругленными краями плаща, который накидывался сверху и, несмотря на свою простую форму, мог быть задрапирован самым причудливым образом. Любовь к пышности и сластолюбие доходили до того, что в богатых домах женскую прислугу одевали в такие же прозрачные одежды. А чаще всего, особенно при пиршествах, прислужницы являлись без всякого платья, но зато со множеством украшений.

Описанная выше одежда египетских женщин сохранилась почти без изменения до последних времен египетского царства. Геродот, путешествовавший по Египту около половины V в. до н.э., говорит, что тамошние женщины носили только одно платье, но тут он имеет в виду, вероятно, только женщин низшего сословия и их национальный костюм, состоявший, как было сказано выше, из одной плотно облегавшей тело сорочки. В другом месте описания своего путешествия он упоминает о верхней одежде, «калазирисе», которая оборачивалась вокруг тела наподобие передника. Такой способ ношения верхней одежды был в позднейшее время распространен у женщин (рис. 10, ж) и сохранился в высших классах даже во времена Лагидов. Свидетельство тому: некоторые статуи греческих и римских художников, относящиеся ко времени царствования династии Лагидов (рис. 11).

Одежда женщин в Египте

Рис. 11

Женская обувь ничем не отличалась от мужской: она тоже состояла из сандалий, более или менее богато украшенных, которые пристегивались к ноге ремнями или надевались на нее, как башмак.

Что же касается женского головного убора, то он во многом отличался от мужского. Женская повязка была наряднее мужской, а иногда и превосходила ее объемом. В таком случае она спускалась с головы наподобие покрывала. Главные же особенности женского и мужского головных уборов обусловливались различиями в прическах.

Уже на самых древнейших памятниках египетского искусства соблюдено во всей строгости естественное различие, свойственное прическам обоих полов, то есть более короткие и плотные волосы у мужчин, длинные и пышные у женщин. Поэтому очень вероятно, что египтяне и в древнейшие времена заботились о своих волосах.

Судя по некоторым изображениям на древнейших памятниках, мужчины того времени (рис. 12, а — д) укладывали волосы на голове совершенно так же, как их укладывают и теперь тамошние туземцы. По другим изображениям видно, что уже тогда существовал обычай брить голову. Со времени восстановления царства этот обычай, обусловленный спецификой климата, получил значение правила, предписываемого чистоплотностью. Геродот рассказывает, что детям тоже обривали голову. Волосы отпускали по религиозным причинам только на время путешествий.

Причёски египтян

Рис. 12

Однако древние египтяне хорошо знали цену волосам, чтобы легко отказаться от этого природного украшения из гигиенических соображений. Они заменили его искусственным, и парик стал обычным головным убором у представителей господствующих сословий. Появились высокие парики со свернутыми в трубку локонами, большие накладки с буклями и с длинными, спускающимися вдоль спины косами, парики, гладкие посередине и завитые кудрями по сторонам и т.п. Мода на парики прижилась, и даже мужчины носили по два парика — один на другом, как это доказывают некоторые найденные фигуры с подвижными накладками (рис. 12, д).

Так как бритва не пощадила бороду, то взамен пользовались искусственными бородами. Их форма послужила в то же время знаком для различения сословий. Знатные люди, а также некоторые из жрецов носили маленькие бородки, остриженные в форме куба (рис. 12, ж.); фараоны предоставили себе право украшать свой подбородок или сплетенным в косу и загнутым пучком волос (рис. 12, з, к), или более или менее широкой бородой особой формы (рис. 12, и). Дети вместо париков носили накладные косы (рис. 12, е).

Головные уборы женщин в Египте

Рис. 13

Женщины стали брить голову и носить парики гораздо позже, чем мужчины, но лишь женщины из высших классов решились последовать новой моде (рис. 10, д, ж), женщины же среднего и рабочего сословий до самых позднейших времен царства носили естественные волосы (рис. 10, а — г). Большая длина и пышность женских волос, как естественных, так и фальшивых, обусловила различие между мужским и женским головным убором. Круглая шапочка, которой мужчины покрывали свою коротко остриженную или наголо обритую голову, была заменена у женщин большим платком, который накидывался на голову и собранными в складки и связанными концами охватывал волосы наподобие чехла. Этот простой головной убор впоследствии превратился в праздничный (рис. 13, а — г). Египтяне любили нарядную одежду, особенно сильно страсть к ней была развита у высших классов.

Одежда египтян

1, 2 — простолюдины; 3 — верховный жрец; 4, 7 — высшие сановники; 5 — носильщик опахала; 6 — царь; 8 — верховный жрец; 9 — царь в военном облачении; 10, 11 — военачальники; 12, 14, 15 — знатные женщины; 13 — царица; 16 — жрица богини Изиды; 17, 18 — царь со свитой в походе

Головные уборы египтян

1—9 — жрецы и жрицы; 10, 11 — женские головные уборы; 12 — головное украшение принца; 13 — двойной парик; 14, 16 — мужской головной убор; 15 — головное украшение принца; 17, 24—27, 29 — головной убор царей во время исполнения ими жреческих обязанностей; 18, 19 — царский головной убор; 20 — борода знатного мужчины; 21 — прическа молодых людей; 22, 23, 28, 30 — головной убор цариц; 31—34 — маски священников; 35—40 — головной убор солдат; 41, 42 — шлем царя; 43 — царский воротник с нагрудником; 44 — полотняный воротник; 45—48 — царский шлем; 49 — корона Верхнего Египта; 50 — корона Нижнего Египта; 51—53 — орнаменты; 54 — шейная цепочка; 55, 56, 58—61 — перстни; 57, 62 — ножные и ручные кольца