Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта. Ключевая черта древних культур — синкретизм (нерасчлененность религии, повседневной жизни, форм культуры) — в наибольшей степени свойственна и египетской. Религия — первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала погребения человека.
Египет — родина архитектуры, которая зародилась в виде монументального каменного строительства культовых сооружений: пирамид и храмов. Первыми зодчими, чьи имена сохранила история были египтяне: например, Имхотеп строил ступенчатую гробницу Джосера (XXVIII в. до н.э.), Сенмут строил заупокойный комплекс для царицы Хатшупсут (нач. XV в. до н.э.). Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства (с середины III тыс. до сер. II тыс. до н.э.). Потом фараонов хоронили в скальных тайных склепах. Храмы не были предназначены для верующих, это дом бога на земле. Считалось, что часть божественной субстанции находится в золотой статуэтке, находящейся в алтаре — наосе. Статуэтку кормили, купали, одевали, развлекали.
Скульптура служила частью погребального ритуала, это была своего рода резервная копия тела: если мумия почему-то будет уничтожена, то душа могла иметь запасной дом — статую, выполненную из известняка или алебастра. Как часть ритуала изготовление скульптур подчинялось определенным правилам, так появился канон — комплекс эстетических принципов при изображении определенных образов и сюжетов. Например, существование канона предписывало изготовление статуй двух типов — а) человек стоит с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, б) человек сидит и руки сложены на коленях. Очень важна была симметричность фигуры или композиции, голова и взгляд смотрели прямо вперед. Статуи раскрашивались: тело мужских статуй — красно-коричневой краской, женских — желтой, волосы — черной, одежды — белой. Со временем канон стал предписывать художникам передавать портретное сходство статуй фараонов с прототипами. Это было первым примером реалистического искусства.
Во фресковой росписи использовался свой канон: 1. Изображение человека делалось по принципу распластывания фигуры — голова и ноги — в профиль, а торс и глаза — в фас. 2. Использовалось построчное размещение сюжетных сцен. 3. фигуры были упорядочены: крестьян, солдат, слуг, пленных не изображали по одиночке, они обязательно были частью массы и изображались с помощью так называемого «мотива шествия» — одинаковые движения через равные интервалы. 4. Разномасштабность фигур отражала иерархию в обществе. Боги, фараоны, вельможи, простые люди — размер уменьшался по мере убывания социальной роли.
В Египте стали зарождаться основы научных знаний. Основы медицины возникли благодаря традиции бальзамирования. Хотя собственно бальзамированием занимались не жрецы-врачи, а специальные мастера-бальзамировщики. Египтяне начали делать хирургические операции (трепанации, лечили переломы через наложение шин, пломбировали зубы), использовали опий для обезболивания, знали гипноз. Уже имелась специализация — офтальмология, гинекология, ветеринария. Открыли закон кровообращения. Знали о назначении мозга. Древние врачи считали, что основа лечения — это очистительные мероприятия — омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление «дурной» крови, применяли слабительные, потогонные, рвотные средства. Считалось, что бог Тот — бог врачевания — изобрел клизму. Но в медицине было много магических действий — ритуалов, заклинаний, заговоров. Память о роли египтян в зарождении этой науки — змея, символ богини Уаджит, защитницы от болезней и несчастий, она стала эмблемой медицины.
Астрономия возникла из практической необходимости — для предсказаний разливов Нила. В результате наблюдения за звездами египетские жрецы составили солнечный календарь из 365 дней, 12 месяцев. Год делили на три сезона — половодье, выхождение; сухость. Делили сутки на 24 часа, изобрели водяные и солнечные часы. Новый год начинался 19 июля — в день появления Сириуса и начала разлива Нила. Они первыми стали формировать звезды в созвездия и называли их по животным, контуры которых они напоминали (бык, скорпион, крокодил и прочее). Для определения времени ночью были составлены звездные таблицы. Жрецы считались магами, так как обладали тайно сохраняемыми знаниями в этих областях.
Математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Десятиричная непозиционная (т. е. без нуля) система счета, где имелись специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т. д. Египтяне оперировали простыми дробями только с числителем 1: 1/3, 1/3 и прочее.
В египетской литературе находим зарождение жанров: слагались хвалебные песни богам, повести, сказки, поучения.
Египетская культура многое передала европейской: в области религии, например, идею загробного мира как лучшего из миров, представление о храме — доме бога и прочее; каноны искусств. Знания в области медицины, астрономии, химии, математики, а также мистика древних египтян лежат у ее истоков. Можно найти приметы Древнего Египта и в современном мире.