Религия

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии.

М. Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К. Маркс и Ф. Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы. По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: «…всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.

Э. Дюркгейм полагал, что социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида. В своей последней книге «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» Дюркгейм объяснял добожественные религиозные воззрения как способ организации мира, его деления на свой мир и чужой. Для аборигенов тот, кто поклонялся тем же предкам, тем же сакральным местам, исполнял те же ритуалы был своим, все же остальные чужаками.

«Естественные», или первобытные, религии возникают как следствие неразвитой логической культуры, недостатка знаний о мире. Это суеверия и примитивные представления человека о необъяснимом, особенно, когда дело касается личного счастья, когда в жизни присутствует неопределенность и непредсказуемость. Важная особенность всех признаков религий «человека» заключается в том, что они сугубо утилитарны, возникают там, где необходим успех в делах. Это и является принципиальным различием поздних религий «откровения» от религий «человека».