Кредитные карты

В XXI веке кредитные карты стали столь же привычным атрибутом нашей жизни, как холодильник, телевизор или электрическая лампочка. Миллионы людей в России и миллиарды по всему миру ежедневно расплачиваются за покупки дебетовыми и кредитными картами, причём, продавцы в подавляющем большинстве даже не смотрят на них. Но так было не всегда.

Первые банковские карты, гласит история кредитных карт были встречены не то, чтобы с недоверием, но с равнодушием. В конце 50-х годов прошлого столетия в США была распространена продажа товаров постоянным покупателям в долг, для чего доверенным клиентам выдавались специальные жетоны, а при выходе из магазина продавец делал пометку в лицевом счёте покупателя, какова сумма выданного ему кредита на сегодня. То есть, магазин самостоятельно вёл учёт долговых обязательств своих покупателей.

Когда же Bank of America выпустил первые кредитные карты, они практически никого не заинтересовали. Ведь при использовании таких карт учёт долгов переходил к банку, а для этого продавец должен был каждый раз при оплате покупки такой картой звонить в банк и уточнять, действительно ли банк берёт на себя оплату клиентских расходов. Это было очень неудобно, громоздко и отнимало у продавца и у покупателя уйму времени.

Чтобы сделать свои карты более популярными, Bank of America провёл беспрецедентную по тем временам акцию: он обеспечил своими кредитными картами с лимитом 500 долларов целый американский городок. И все жители этого городка пошли в магазины оплачивать покупки пластиковыми прямоугольниками. Продавцы были в замешательстве: с одной стороны, покупательная способность каждого жителя внезапно возросла, и обороты торговли резко увеличились, но с другой время обслуживания покупателей стало больше в разы, что привело даже к образованию очередей.

Спасла положение технологическая новинка от Центрального разведывательного управления США. Как раз в это время ЦРУ ввели магнитные полосы для удостоверений сотрудников, упрощающие их вход в учреждение. Банки с удовольствием внедрили технологию для своих карт. После этого оставалось только обеспечить торговые предприятия аппаратами для считывания таких карт. Но магазины, убедившись в том, что простая возможность взять в долг увеличивает потребительский спрос, а наличие терминала с картхолдером на кассе позволяет сократить штат продавцов, довольно быстро внедрили новинки в обиход, купив их… на деньги банков, расплатившись новомодными кредитками.