Первый раз в первый класс. Радость или стресс?

Вот и настал новый период в жизни ребенка, да и всей семьи – поступление в первый класс. Куплена новенькая форма, цветы для учителя, в портфель бережно сложены все школьные принадлежности. Конечно, он волнуется. Переход из детского сада, где можно было поспать и поиграть не будет для него простым. Задача взрослых помочь ему преодолеть стресс и быстрее адаптироваться к школе.

Период адаптации

Обычно адаптация ребенка занимает от трех недель до полугода. Этот период зависит как от характера, так и от уровня его готовности к школе. Для того, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям, нужны не только время и силы, но и большая любовь и много внимания близких.

По степени адаптации школьники условно делятся на 3 группы

Первая. Дети спокойно адаптируются примерно течение месяца. Легко становятся частью коллектива, привыкают к новым правилам поведения, приобретают друзей. Они дружелюбны, спокойны, слушаются преподавателей и родителей. Примерно ко второму месяцу они успешно адаптируются к своему новому положению и обязанностям.

Вторая. Дети, которые проходят адаптацию более длительно. Иногда отказываются слушаться, бывает, не ладят с одноклассниками, отвлекаются на уроке, обижаются на замечания. На адаптацию таких детей может уйти до полугода.

Третья. Самая сложная группа, требующая наибольшего внимания со стороны родителей и педагогов. Дети трудно усваивают материал, противопоставляют себя коллективу, провоцируют негативную реакцию преподавателей. Этим детям часто требуется не только помощь педагогов и родителей, но и детских психологов.

Как вовремя распознать проблемы с адаптацией

Каждый родитель переживает за эмоциональное состояние своего малыша, но не все дети способны вовремя рассказать родителям о своих проблемах. Существует несколько признаков того, что он трудно адаптируется к школе.

  • Хроническая неуспеваемость. Ребенок трудно усваивает материал по основным предметам, несмотря на интенсивные занятия.
  • Уход в себя. Он присутствует на уроках, но не воспринимает материал, не выполняет задания педагога, не работает на уроке.
  • Негативные выходки. Часто демонстративные. Он как бы получает удовольствие от своего поведения.
  • Вербализм. Высокая степень развития речи при недостаточном уровне мыслительной деятельности. Четкая речь и быстрые ответы и достаточно невысокий уровень решения более сложных задач.
  • Частые болезни. То ОРВИ, то дерматит, отит, болит голова, а потом живот и далее по списку. Однако, с наступлением каникул болезни прекращаются.
  • Лень. Обычно это понятие скрывает нечто другое. Неуверенность в себе может прикрываться ленью.Он хочет максимально оттянуть неприятный процесс, думая, что у него опять ничего не получится.

Как помочь ребенку преодолеть трудности периода адаптации

  1. Обязательно готовьте все школьные принадлежности вместе. Привлекайте к этому процессу ребенка, пусть он поймет, что родители находятся с ним в одной команде.
  2. Всегда расспрашивайте у него, как прошел день, что сегодня ему понравилось, а особенно, что не понравилось. Внимательно выслушивайте ответы и разбирайте каждую ситуацию.
  3. Не критикуйте его. Вообще. Успеете сделать это позже, когда он поверит в свои силы и будет воспринимать критику менее болезненно.
  4. Не забывайте о темпераменте своего ребенка. Медлительный ребенок не станет выполнять домашние задания быстрее по мановению волшебной палочки. Будьте терпеливы. Активным же детям нужно дать возможность выплеснуть энергию после школы на улице, а затем только садиться за выполнение домашних заданий.
  5. Скачайте решебник с готовыми домашними заданиями, проверяйте домашнюю работу вместе с ним. Это поможет ему лучше усваивать материал, чувствовать себя уверенно в классе.
  6. Хвалите его всегда. Не зацикливайтесь на плохих оценках, это не конец света. Пусть он также воспринимает отрицательные отметки философски.
  7. Не сравнивайте его с другими детьми. Он другой, он особый. Сравнивать можно только его собственные успехи и достижения.
  8. Постарайтесь первое время провожать его до школы или встречать после занятий. Так он почувствует себя более защищенным, побудет еще немного малышом.
  9. В критических случаях не стесняйтесь обращаться к специалистам. Запущенные проблемы дают о себе знать всю жизнь.