Работы М. Врубеля в Кирилловской церкви

Кирилловская церковь роспись храма

За много столетий в жизни легендарной Кирилловской церкви длительные периоды заброшенности, ремонтов и реставраций чередовались с расцветом и пышными службами. В середине XVIII века под руководством известного украинского архитектора И. Григоровича-Барского были возведены каменные строения монастыря, от которых на данный момент осталась часть стены и наружная башня. А сам храм гордо возвышается своими белыми стенами и величественными куполами на фоне неба на вершине зеленого холма.

В результате изменений Кирилловская церковь к XVIII веку приобрел современный вид с чертами украинского барокко. Одной из самых интересных страниц в истории древнего храма является связь ее интерьера с неординарным мечтателем художником Михаилом Врубелем.

Он не просто рисовал, а старался в своих произведениях донести некую идею и поднять морально-философские вопросы о добре и зле, жизни и смерти, глубине чувств человека... Одна из самых примечательных его работ «Сошествие святого духа», которая размещена на своде. Изображения апостолов на рисунке – не просто безликие святые, а каждый обладает отличительными чертами, а выражение лица передает всю суть сюжета.

Еще одна работа М. Врубеля выполнена также под куполом церкви, называется «Ангелы с лабарами», фигура Иисуса Христа, головы пророков Моисея и Соломона.

В нише нартекса храма живописец изобразил сюжет, на котором изображены три ангела над телом Христа. Используя серо-зеленые и охристые цвета, он сумел передать эмоции скорби и печали.

Для иконостаса храма Михаил Врубель нарисовал четыре иконы. Больше всего критики отмечают икону Божьей Матери. Глубокие глаза женщины наполнены такой тревогой и переживаниями за сына, что она воспринимается как воплощение материнской скорби. Поговаривают, что образ Девы Марии был срисован из жены профессора А. Прахова, который руководил реставрационными работами по возобновлению фресок.

В 1929 году церковь получила статус Государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В связи с этим здесь начались масштабные исследовательские работы по изучению древних фресок и архитектуры, но они были прерваны в связи с Второй мировой войной.

Кроме архитектуры, прошлые поколения киевских жителей оставили после себя пещерные ходы от Кирилловского монастыря. Есть достаточно много легенд о том, как можно войдя в киевские подземелья выйти в Чернигове или Смоленске. Ходы под Кирилловской церковью так и не исследованы до конца.

Толстые стены церкви свидетельствуют о том, что она была не только местом, куда приходили молиться жители столицы, но и твердыней, которая охраняла город от нашествий чужеземцев.

Символика и мифология от аналитиков "Точка зрения".