Первобытное искусство

Важным признаком первобытного искусства является яркий реализм

Важным признаком первобытного искусства является яркий реализм

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло приблизительно XXXIII-XVIII тыс. до н.э. в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Хотя в настоящее время ученые склонны оценивать древность первых памятников искусства в 50 тыс. лет. Памятники искусства гораздо моложе, чем орудия труда, которым более 2,5 млн лет назад). Первоначально искусство было не обособлено в специальный вид деятельности и было связано с трудовым процессом, охотничьей магией и другим, закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая формирование первых представлений человека об окружающем мире.

Черты первобытного искусства.

1. Тесно связанное с первобытными мифическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного — прародителя рода). Для него характерен синкретизм — смешение качеств предметов.

2. Характерной чертой палеолитического искусства, воплощающего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Древнейший сюжет — охота на промысловых животных. Изображения зверей очень достоверны, так как древние художники — охотники знали до тонкостей повадки диких зверей. Краска четырех цветов — черная, белая, красная, желтая. Техника наложения тонов давала ощущение фактуры шерсти.

3. Реализму не противоречит определенный схематизм изображения реальных предметов. Древний художник прорисовывал те черты животного, которые отличали его от других видов.

4. Возникают жанры изобразительного искусства — зачатки графики, живописи, скульптуры, орнамент (геометрический, зигзаги). Древнейшими являются наскальная (пещерная) живопись и миниатюрная скульптура. Расцвет пещерного искусства — 20-10 тыс. до н.э. Была освоена передача объема и перспективы, соблюдались пропорции фигур. На пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами — так называемые «Солютрейские Венеры» — образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Еще вырезали из кости и камня оленей, лошадей, коз. Главными мотивами наскальных изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты. В первобытных фресках нет композиции, фона, присутствует спонтанность.