Важнейшие даты в истории календаря
В 46 г до н.э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э) провел реформу календаря. Его разработку осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном. В основу календаря, получившего позже название юлианского, был положен солнечный год. продолжительность которого определялась равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней. Этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово «високосный». Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах: нечетный месяц имеет 31 день, четный — 30. Февраль в простом году имеет 29 дней, в високосном — 30 дней. Кроме того, он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на 1 января.
Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь, объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н. э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца: юлиус, августус и септембер — не имели подряд по 31 Дню, то от септембера один день был перенесен на октобер, а от новембера — один день на децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.
В 324 г. римский император Константин (ок. 285-337) провозгласил христианство государственной религией.
В 325 г. Константин созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования Пасхи. Так, начиная с IV в. н. э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического года и юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались «вперед»: весенние – на лето, летние — на осень. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.
В 1437 г. на Базельском, в 1512-1517 гг. на Латеранском и в 1545-1563 гг. на Тридентском соборах обсуждалась проблема календарной реформы.
Папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио осуществил реформу календаря. Весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, «на свое место». А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято было считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на число 4. Такая система получила название григорианской, или «нового стиля». В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название «старого стиля».
В 1830 г. Российская Академия наук выступила с предложением реформировать календарь. Однако бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен представил в своем докладе царю Николаю I реформу как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Царь написал на этом докладе: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы», — и вопрос был похоронен.
16 ноября 1917 г. вопрос о реформе календаря был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР.
24 января 1918 г. Совнарком принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В декрете говорилось: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15 и т. д.».