Периоды развития человеческого организма

После рождения ребенка его организм растет и развивается до 20–23 лет. Процесс развития подразделяют на четыре периода:

  1. грудной, в течение которого ребенок питается высокоценным продуктом – молоком матери, содержащим все необходимые для развития вещества;
  2. ясельный – от 1 года до 3 лет;
  3. дошкольный – от 3 до 7 лет;
  4. школьный – от 7 до 17 лет – период формирования основных физических, умственных и нравственных качеств человека.
Периоды развития Особенности строения Физиологические особенности
Послеро-
довой (ново-
рожден-
ный)
Новорожденный имеет непропорциональное строение тела – очень крупную голову и короткие ноги и руки. Кости черепа несросшиеся, между ними имеются кожные пленки – роднички; тазовые кости несросшиеся, позвоночник без изгибов. Несросшиеся кости заходят друг за друга, уменьшают объем головы и тела, что помогает рождению ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток CO2 в крови, что гуморально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и в результате происходит первое рефлекторное движение – крик и вдох. Затем появляется следующий врожденный рефлекс – сосательный.
Грудной (до 12 месяцев) (ново-
рожден-
ный)
Ребенок овладевает движениями – поднимает голову, ложится на живот, встает. Это способствует образованию изгибов позвоночника: шейного, грудного, поясничного. Появляются молочные зубы. У ребенка формируются мышцы, движения становятся разнообразными, укрепляется скелет, появляется потребность ходить. В первый период – питание грудным молоком, содержащим все необходимые питательные вещества, затем докармливание пищей, содержащей витамины. Развивается высшая нервная деятельность – произносятся первые слова.
Ясель-
ный (1–3 года)
У ребенка изменяются пропорции тела: голова становится относительно меньше, удлиняются конечности. Мозг развивается, более выражены борозды и извилины. Самостоятельный организм, переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают. Выраженные эмоции, членораздельная речь. Требуются постоянный медицинский надзор и уход за неокрепшим организмом.
Дош-
кольный (3–7 лет)
Молочные зубы сменяются на постоянные. Ярко выявляются различия клеток коры головного мозга. Согласованные движения. Речь, связанная с мышлением. Формируются условно-рефлекторные центры речи и письма.
Школь-
ный (7–17 лет)
Усиленное развитие костно-мышечной системы, усиленный рост организма, который заканчивается к 20–25-летнему возрасту. После 10 лет срастаются кости таза. В соответствии с особенностями строения организма различают детский, подростковый и юношеский периоды развития. В возрасте 13–15 лет начинается перестройка организма в связи с половым созреванием, изменяются деятельность и строение коры больших полушарий, функции желез внутренней секреции. Это вызывает психологические (преобладание возбуждения над торможением), физиологические (менструальный цикл) и физические изменения в организме. Проявляются вторичные половые признаки: у девочек изменяется форма тела, тембр голоса; у мальчиков – пропорции тела, усиливается физическое развитие, ломается голос, появляются волосы на лице. Однако полное формирование заканчивается к 20–25-летнему возрасту.

Внутриутробный период (антенатальный)