Учебный процесс в школе: больше плюсов или минусов?
Современная жизнь поражает нас своей скоростью и обилием информации. Взрослые люди с трудом выдерживают бешеный ритм сегодняшних дней, но этому влиянию подвержены и дети, начиная со школьной скамьи. Результаты медицинских исследований здоровья школьников отнюдь не утешительные - 3% здоровых детей (по данным НЦЗД РАМН). То есть получается из ста учащихся только трое здоровых, в каждом классе один здоровый ребёнок.
Согласитесь, ужасающие цифры, а если их применить к собственным детям, то совсем удручающая картина. Исследования института возрастной физиологии Российской академии образования показали, что среди учащихся возросли заболевания сердечнососудистой системы, органов слуха и зрения, пищеварительной и эндокринной систем. Если первоклассники часто приходят в школу с кариесом, то выпускники вместе с аттестатом зрелости получают зачастую ещё и нарушения опорно-двигательного аппарата.
Следует отметить, что на состояние детей влияет не только темп жизни, но и организационные факторы педагогического процесса в школе. Погоня за высокими показателями отодвигает на задний план соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм в школе, где подрастающее поколение проводит большую часть времени. Наряду с информационной перегруженностью наблюдается и увеличение темпа подачи материала.
Не лишним при подготовке домашней работы будет использование сайта https://ответов.рус, на котором собрано более 400 000 ответов на впросы школьной тематики.
Всё это можно выразить одной фразой: не успеваешь сделать одно, как тут же не успеваешь другое. Школьные программы, которые предлагаются министерством образования мало учитывают возрастные и функциональные особенности развития школьников. Школы поставлены в такие условия, что приходится нарушать требования к организации учебного процесса. Так, к примеру, к концу недели учащиеся устают и такие предметы, как математика, физика, иностранный язык не следует ставить в расписание по субботам.
Дети просто не усваивают учебный материал в связи с усталостью. К концу четвёртого урока концентрация ребёнка понижается, поэтому будет мало эффекта, если пятый и шестой уроки иностранный язык или химия.
То есть на лицо игнорирование физиологических особенностей человека.
Вызывают нарекания школьные парты. Как часто можно наблюдать десятиклассника или одиннадцатиклассника, который, сгорбившись, усаживается за маленькую парту, то есть не соответствующую его росту. Учащиеся сидят на уроке криво, косо, как угодно, только не правильно, а напоминать о правильной осанке учителя перестали. Отсюда и нарушения осанки.
Школьники получают знания, пассивно слушая учителя, то есть задействовано левое полушарие, а следовало бы менять способы подачи материала, чтобы и правое полушарие работало. Это необходимо для исключения нейропсихологических нарушений у подростков. Из процесса обучения исчезли такие старые методы подачи материала, как наблюдение, экскурсия, работа в уголке природы и др.
К сожалению, на сегодняшний день учителя не обладают достаточными знаниями в области сохранения здоровья детей, которые бы просветили и родителей в этом вопросе.