Гиперактивные школьники: как с ними справиться

Гиперактивность у ребенка в дошкольном детстве еще можно было как-то «не замечать», списывая все на возраст, но в школе все меняется. И если родители не занимались этой проблемой раньше, она вырастает перед ними, как колосс. До 6-7 лет главным беспокойством была излишняя подвижность, с которой худо-бедно можно было справляться, теперь же на первый план выходит нарушение внимания и импульсивность. Становится очевидно, что ребенок неуспешен в школе, и происходит это по нескольким основным причинам. Школьное обучение требует зрелых функций внимания и памяти, которыми не обладают дети с ГРДВ. А ведь уровень их способностей не ниже, чем у других!

Гиперактивные школьники. На уроках и дома им сложно справляться с заданиями, потому что они испытывают значительные трудности по организации их выполнения, и им трудно довести задание до конца. Они плохо запоминают материал, не могут правильно применить его, отвлекаются на посторонние стимулы, выполняя задание. ГРДВ часто сочетается с нарушением навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия) и счета (дискалькулия). Состояние тетрадей плачевно: неряшливый вид и множество ошибок. Происходит это не только из-за слабой функции внимания, но и от недостаточности координации движений, зрительного восприятия и речевого развития.

Использование готовых домашних заданий по литературному чтению может помочь поднять успеваемость школьника. Онлайн ГДЗ с ответами к https://решебник-ответ.рф/литературное-чтение-4-класс-климанова/ учебнику по литературному чтению за 4 класс Климанова с правильными ответами и разборами всех упражнений способствует улучшению успеваемости.

Возможно, проблемы внимания и преодолевались бы успешнее, если бы не одно «но». Страдающие ГРДВ дети часто занимают оппозиционную позицию по отношению к взрослым. Возможно, так влияет опыт их жизни, ведь взрослые часто ругают, одергивают их, мало хвалят. Даже если родители ведут себя по-другому, остальные взрослые, в том числе незнакомые, чрезвычайно строги. Уже к началу школьного обучения у гиперактивных детей выявляется низкая самооценка. И чтобы защитить ее «остатки», включается психологический защитный механизм «пропустить мимо ушей». Поэтому дети с ГРДВ не прислушиваются к указаниям и рекомендациям взрослых, особенно если они даны в резкой форме. Чтобы завоевать доверие гиперактивного ребенка, нужно приложить старания и весь педагогический такт. А ведь это очень сложно в ситуации, когда ребенок шумен, вспыльчив, задирист и делает что хочет.

Проблемы в общении со сверстниками продолжаются и в школьном возрасте. Ребятам не нравится, что их товарищ непредсказуем, мешает на уроках. Ведь детям нужно сосредоточиться, чтобы выполнить задание, и клоунское поведение гиперактивного ребенка перестает развлекать их. Он может взять чужие вещи, поскольку ему трудно преодолеть желание ими завладеть, а уж такое никому не понравится! Детям с ГРДВ свойственен эффект «избыточного реагирования», когда их реакции не соответствуют содержанию ситуации. Например, простое упоминание имени ребенка, даже в безобидном контексте, может вызвать приступ агрессии и рукоприкладство. Кроме того, они с трудом воспринимают оттенки межличностных отношений, эмоций других людей, что делает их негибкими в общении. Все это может привести к позиции изоляции в классе, ведь охотнее всего с гиперактивными детьми общаются ребята более младшего возраста или же сверстники, страдающие такой же проблемой.

Если не помочь ребенку преодолеть его состояние, в подростковом возрасте 50-80% проблем сохраняются. Гиперактивность снижается, но проблемы внимания и импульсивности продолжают быть актуальными. К тому же к этому возрасту подросток уже завоевал не лучшую «славу». А из привычной роли так сложно выйти! Подростки с ГРДВ несамостоятельны, безответственны, постоянно забывают о том, что пообещали, и проваливают выполнение поручений, особенно если они связаны со сложным планированием. Успеваемость в школе остается низкой. Проблемы нарастают. В поведении проявляется безрассудство, склонность к неоправданному риску. Остановить подростка, страдающего ГРДВ, уже сложно, ведь он давно большую часть дня проводит самостоятельно и делает что хочет. Такие подростки демонстрируют неподчинение общественным нормам, вовлекаются в сомнительные группировки, совершают правонарушения. Неуверенность в себе и слабая психоэмоциональная устойчивость ведут к употреблению алкоголя и наркотиков.