Революционная поэзия

Поэты обычно раскрываются раньше прозаиков. Если у первых расцвет творческих идей обычно наступает уже в зрелом возрасте — часто после сорока, но редко раньше тридцати лет, то сильная поэзия может рождаться ещё в юношеском возрасте. Причины этого понятны — проза обычно повествует о жизни, и для этого необходим жизненный опыт, а поэзия — явление более эмоциональное, поэтому к середине жизни обычно затухает вместе с эмоциональностью автора.

Поэты часто быстро сгорают: Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Блок. Пушкин и Лермонтов погибли на дуэли, Есенин и Маяковский свели счёты с жизнью, Блок… умер от голода.

Александр Блок — явление в русской поэзии нехарактерное. Спокойно перенёс смену социально-экономической модели общества, сумел ужиться с большевистской властью, что не удалось даже многим, разделявшим новую идеологию, вроде Горького. Ярчайший поэто серебряного века русской поэзии, он не написал стих про Ольгу или Татьяну, но создал гениальное произведение об эпохе. Поэма «Двенадцать» изменила самого Блока. Это произведение кажется повествовательным, но лишь на первый взгляд. На самом деле, она насыщена духом эпохи, Блок сумел передать искрящуюся в воздухе революционную силу, которая стала недостижимой уже спустя несколько лет после его смерти.

«Двенадцать» содержит символизм, который, по словам самого Блока, не был им задуман, но возник во время написания поэмы. Изначально двенадцать красноармейцев должны ассоциироваться с двенадцатью апостолами Иисуса Христа. Но если в евангельской истории Христос порождает апостолов, то у Блока он рождается в революционной буре, завершая произведение.

Многие современники Блока, такие, как Гумилёв и Бунин, осудили поэму и появление в ней Иисуса Христа ведущего за собой «красногвардейцев-уголовников». Но для Блока этот образ, вероятно, был символом обновления, а не морально-этическим свидетельством правоты революционных солдат. Интересно, что и большевики отнеслись к этому образу неодобрительно. В какой-то период даже слова «В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос» были заменены на «В белом венчике из роз Луначарский, наркомпрос».

С другой стороны, учитывая время создания поэмы — спустя всего пару месяцев после Октября, трудно себе представить поэта, рассудительно взирающего на извержение революционного вулкана, находясь почти в его центре. Разумеется, Блок находился под влиянием происходящих событий, возможно, даже был очарован некоей революционной романтикой, как всегда происходит с эмоциональными натурами в переломные эпохи.

Как бы то ни было, поэма «Двенадцать» навсегда вошла в золотой фонд русской поэзии.