Язык и мышление

Существует версия, что в школах СССР иностранные языки методика преподавания иностранных языков в школах была составлена таким образом, чтобы обучающиеся не могли освоить предмет в должной мере. Якобы, Комитет государственной безопасности строго следил за тем, чтобы советские граждане не могли общаться с иностранцами.

Если это так, то со своей задачей кураторы процесса справлялись неплохо. Упор на грамматику и практически полное отсутствие практикумов разговорной речи лишало учащихся приобретения навыков, что делало изучение предмета скучным и, в общем-то, бесполезным. Только единицы — те, кто сами интересовались иностранными языками и хотели научиться говорить на них,— достигали более или менее приемлемых результатов.

Впрочем, эту версию опровергает преподавание иностранных языков на инязах, где студенты, изучающие английский язык (да и другие тоже) получали богатые навыки аудирования, перевода разговорной речи, в том числе, синхронного и чтения иностранной литературы в оригинале.

Между прочим, главная ценность изучения иностранных языков вовсе не в том, чтобы получить возможность разговаривать с иностранцами, хотя этот аспект, безусловно, важен. Куда важнее то, что каждый язык исторически формировался под влиянием ментальности использующего его народа и поэтому несёт на себе отпечаток его культуры и традиций. А затем уже язык начинает оказывать влияние на мышление его носителей, становясь, таким образом элементом, цементирующим культуру народа. Представитель иной культуры, освоивший язык на хорошем уровне, невольно принимает на себя часть чуждой для него до этого традиции, начинает иначе мыслить. Недаром считается, что билингвизм способствует развитию творческих способностей человека, замедляет процессы когнитивного старения и отодвигает сроки деменции. Человек, одинаково владеющий хотя бы двумя языками, быстрее принимает точные решения, лучше ориентируется в новых ситуациях, проще воспринимает изменения общественного уклада, а его мышление становится более разнообразным.

Это влияние становится более выраженным, если речь идёт о языках разных групп, скажем, европейском и азиатском. Как пример — китайский и русский, или английский и санскрит. Знание языков с отличающейся логикой формируют наиболее гибкое мышление.

Наилучшим образом билингвизм влияет на детей, включая, кроме перечисленных преимуществ более интенсивное развитие речи и умение лучше выражать свои мысли. Двуязычные дети обычно выделяются на фоне своиз ровесников более глубоким мышлением и точными формулировками.

3 июля 2018