Особенности подготовки к итоговым аттестациям в школе

Изменение учебных программ, которое сопровождало реформу образования, повлекло и изменение форм аттестации школьников. Сегодня в средней школе отошли от практики оценки знаний методом экзамена, когда ученик даёт развёрнутые ответы на вопросы и заменили экзамены тестированиями, которые, как считается более объективны, так как выявляют соответствие ответов готовым шаблонам и оценка не зависит от мнения конкретного преподавателя.

Однако такой подход во многом усложнил подготовку к аттестации для учеников. Прежняя система была более понятна: список экзаменационных вопросов был хорошо известен, и подготовка шла целенаправленно по этому списку, то подготовка к тестированиям частенько ведётся вслепую, на ощупь.

Опытные педагоги могут взяться за подготовку к ОГЭ по русскому или другим предметам, которые проводятся по окончании девятого класса, когда многие школьники покидают своё учебное заведение и приступают к профессиональному обучению. Практикующий учитель, имеющий опыт и имеющий возможность ежегодно видеть предлагаемые тесты, будет более полезным, чем репетитор со стороны. Но если репетитор целенаправленно готовит к современным формам аттестации и имеет, например, варианты сочинений ЕГЭ, то он тоже может качественно подготовить учащегося к сдаче итоговых тестов.

Если школьник достаточно грамотен, усидчив и может организовать своё обучение, то он может и самостоятельно или с помощью родителей проштудировать школьную программу по наиболее важным вопросам. Хорошим подспорьем при этом являются образовательные сайты, на которых вся информация должным образом систематизирована и даже есть варианты ЕГЭ и ОГЭ, проводимые в разные годы. Скажем, на странице http://spadilo.ru/kratkie-soderzhaniya/ содержатся многие материалы, которые помогут освежить в памяти многие классические произведения или ознакомиться с их кратким содержанием, если учащийся не успел что-то прочитать. Разумеется, такой эрзац знаний не даст полноценной усвояемости материала, но дело в том, что сдача ЕГЭ и ОГЭ часто глубоких знаний и не требует, так как любое тестирование требует, прежде всего, поверхностного знакомства с широким кругом вопросов, а глубина их усвоения нужна в той же степени, в какой разгадывание кроссвордов требует прочтения энциклопедических статей.

При подготовке к итоговым аттестациям очень важно обновить в памяти справочные материалы: такие, как даты событий, имена литературных героев, математические и физические формулы, значения констант, ответы на типовые вопросы.