Буддийские четки

Буддийские четки относят к предмету культа, используются они во время чтения мантр, представляют собой бусины или зерна, нанизанные на нитку, которая, смыкаясь, образует кольцо. Иногда завершается такое кольцо одной большой бусиной или кистью, всего, как правило, на четках имеется 108 зерен или бусин. Иногда попадается и иное число бусин, но все-таки их количество должно быть обязательно делителем 108.

Откуда взялось число 108

Число 108 сакрально, его история уходит своими корнями в знание, исчисляемое тысячами лет. Если четки содержат привычное количество бусин - 108, то после чисел 18, 21, 27, 54 помещаются разделители, как правило, это бусины или зерна более крупного размера.

Число 108 отражает аналогичное число родов желаний человека. Имеются в виду желания, связанные с шестью органами чувств, их количество 6 - осязание, обоняние, зрение, вкус, слух и ум. Кроме того, это желания, связанные с прошлым, настоящим и будущим, их 3, внутренние и внешние объекты, проявления - мысли, слова, поступки. Соответственно, получаем число бусин: 6 умножаем на 3, получаем 18, 18 умножаем на 2, получаем 36, и 36 на 3, получаем число бусин - 108.

Из какого материла делают буддийские четки

Принято обращать внимание на то, из какого материала изготовлены бусины, например, считается, что четки из можжевельника оттолкнут злых духов и плохое влияние от них, коралловые четки обладают тем же самым действием. Интересно рассмотреть четки из плодов рудракши, сандалового дерева и жемчуга, принято считать, что такие четки успокоят и прогонят болезни. Четки из железа предназначены, в основном, для монахов-воинов, для которых четки могут оказаться даже средством защиты или нападения.

Обычно материал изготовления выбирается в зависимости от того, как он может повлиять на того, кто будет пользоваться четками. Порой можно встретить самые разнообразные четки, например, сделанных из узелков, каждый узелок которых ассоциируется с чтением каких-либо мантр или молитвы. 

Кисточки на четках образуют два конца нити, логически символизирующие два начала - мужское и женское - в соединении этих нитей и зарождается новая жизнь.

Но не только из можжевельника, хрусталя, кораллов, железа и узелков делают четки, их изготавливают также и из лобной кости человеческого черепа, именно такие четки особенно ценятся теми, кто верен буддийской традиции. Следует отметить, что для изготовления таких четок необходимо 108 черепов и, соответственно, останки 108 умерших людей. Возможно ли такое представить? Возможно, но только на Тибете, поскольку именно там трупы принято оставлять в местах, где их клюют горные грифы, оставляя после только череп и кости. На Тибете не закапывают тела в землю ввиду отсутствия оной и не сжигают, поскольку, опять же, в данной местности отсутствуют деревья. Но даже на самом Тибете такие четки, сделанные из лобных костей, большая редкость, обычно делают просто четки, сделанные из костей человека или животного.

Известны четки адептов Ваджраяны, которые гораздо сложнее в изготовлении, чаще всего они используются в качестве опознавательного знака, указывая на уровень посвященности своего обладателя. Четки запрещено передавать посторонним и выказывать к ним неуважение. Иногда случается, что четки приходят в негодное состояние, тогда их ремонтируют или сжигают во время чтения мантр, отремонтированные же заново освящают.

Порой обладатели четок, начитавшие над ними более 108 тысяч мантр, оставляют их в святых местах, принято считать, что в таком случае возрастает сила прочитанных мантр. Четки могут передавать из поколения в поколение, например, от учителя к ученику, как знак уважения и преемственности.