Роб Грегори: конструктивный консерватизм

Позволю себе представиться: прежде всего я – архитектор, получивший образование в Бате на западе Англии и почти десять лет проработавший в архитектурных бюро сэра Майкла Хопкинса, Allies and Morrison и Feilden Clegg Bradley.

Однако я очень надеюсь привнести в него свой опыт и знание, которые приобретал из месяца в месяц, работая редактором издаваемого в Лондоне международного журнала.

Возможность путешествовать по миру и писать об архитектуре мне представилась во многом случайно, когда несколько спонтанных встреч с уважаемым главным редактором Питером Дейви вылились в ряд первых публикаций. С тех пор мне не раз выпадала высокая честь знакомиться с величайшими архитекторами мира – от мастеров минувших лет до недавно заявивших о себе талантах.

Как раз о бережном отношении к архитектурному наследию и о признании новых дарований и пойдет речь в моей статье для первого номера. Не будучи консерватором, я научился ценить архитектурное наследие; это не ностальгия, вызванная страхом перед будущим, а признание его.

Так что же можно сказать о вашем наследии? Программа моего первого приезда в Москву была чрезвычайно насыщенной. Я надеялся увидеть как можно больше интересного в вашей сверхдержаве, о которой, к своему стыду, так мало знал. Если не считать информации, почерпнутой из фильмов, которые подчас искаженно истолковывали смысл «железного занавеса», все, что мне предстояло увидеть, должно было стать для меня открытием. По крайней мере, так мне казалось.

К своему удивлению, я вскоре понял, что между нами больше сходств, нежели различий. У вас появились новые бары, прекрасные рестораны, ночные клубы с творчески продуманной тематикой, глянцевые журналы с лицами новой элиты, которая любит клубные мероприятия, хочет «круто» выглядеть и выставлять себя напоказ. Более существенное и не столь поверхностное наблюдение заключается в том, что заботы и проблемы ваших и наших архитекторов во многом похожи.

Вам также приходится сталкиваться с консервативными градостроительными ограничениями и стандартами проектирования, которые способны разочаровать кого угодно, кроме ищущих прибыли застройщиков, богатеющих за счет непродуманных решений и ориентированных на получение быстрого результата любой ценой. Из того немногого, что мне удалось увидеть, когда меня возили на лучшие объекты, я понял одно: богатым и роскошным особнякам, которые появляются по мере того, как ваша страна выбирается из экономических трудностей, явно недостает вкуса и творческой изысканности.

Экономика может бурно развиваться (пусть даже на «стероидах»), но способность вкладывать средства с умом, похоже, притупилась. Например, частные дома, которые я посетил в лесных пригородах, страдают излишествами, показывают скудость дизайнерской мысли, а также отсутствие сдержанности. Но если принять во внимание профессиональный состав ваших архитекторов, наверное, этому не стоит удивляться.

Возможно, я снова продемонстрирую свое невежество, но у меня создалось впечатление, что ваше архитектурное сообщество оказалось раздробленным после долгих лет забвения. У вас есть великие мастера прошлых лет и юные дарования, работающие с большим энтузиазмом; но между ними практически нет средней прослойки. Благодаря таким личностям, как покойная Кэтрин Кук, которая познакомила меня с русским авангардом, люди во всем мире знают о наследии Мельникова и Гинзбурга и, оглядываясь назад, могут воздать должное России, которая в начале прошлого века стала лидером в мире архитектуры.

Но что было создано с тех пор? Во время своей поездки в вашу страну я познакомился со многими талантливыми архитекторами, находящимися в стадии становления. Им, несомненно, принадлежит будущее. Но я так и не смог найти поколения устоявшихся профессионалов, которые своим примером указывали бы путь молодежи.

Однако несмотря на отсутствие этого важного звена нам, наблюдателям из Западной Европы и за ее пределами, не терпится увидеть, что получится из этой подающей надежды молодой поросли. Надеюсь, что удастся привнести свою лепту в расширение диалога между культурами и поможет раскрыть некоторые из ваших колоссальных возможностей (Подробнее читайте здесь).

Автор текста: Роб Грегори, редактор Architectural Review