Микенская цивилизация

Микенская цивилизация — культура городов материковой Греции, является частью крито-микенского периода греческой истории. Около 1600 до н.э. вторжение в материковую Грецию новых племен, воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена. Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки линейного письма учеными утвердилось мнение, что это были ахейцы. С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. до н.э.

Микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ, Сицилию, в Северную Африку.

Расцвет цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них находились в Микенах и Тиринфе, в Пилосе (Пелопоннес), в Афинах, Фивах и Орхомеие (Центральная Греция) и на севере Греции, в Иолке. 1700-1200 гг. до н.э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами из каменных глыб весом до 12 тонн и планировкой в двух уровнях — нижний город и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах». Лучше других изучен раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толоси. Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стеллах «шахтовых гробниц», похоронные маски, некоторая посуда («кубок Нестора») из захоронений). Искусство большое внимание уделяло человеку и природе, но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям, как например геральдическая композиция с фигурами двух львов рельефа Львиных ворот в Микенах.