Индоарии

Индоарии — одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, по самой распространенной версии: пришли на полуостров Индостан с северо-востока.

История индоариев претерпела большое количество интерпретаций. В XIX в. получила развитие модель арийского вторжения, согласно которой аборигенное население долины Инда состояло из темнокожих, миролюбивых дравидийцев, следы которых запечатлены в останках Хараппской цивилизации.

Около 1500 г. до н.э. Индия подверглась вторжению арийских племен, пришедших с северо-востока. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского за двумя важными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы, использовали боевые колесницы, что давало серьезные преимущества перед неповоротливыми армиями древневосточных государств. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием — знаменитыми боевыми топорами. Воинственные племена ариев стали вторгаться через перевалы Гиндукуша в район современного Пенджаба. Их отличительные свойства — хорошее знание военного искусства и поэтическое мастерство. Белые кочевые племена принесли с собой характерную социальную стратификацию и ведическую литературу на санскрите. Завоеватели покорили коренное население, навязав покоренным народам свои «Законы Ману».

Ряд современных ученых видит в этой теории влияние культуртрегерских настроений английской науки, представители которой собственно и сформулировали ее. В XIX в. была открыта близость санскрита и европейских языков, значит, арии должны были жить где-то между Индией и Европой и быть в Индии пришельцами. Среди сторонников этой теории были не только английские колонизаторы, но индийцы. Брахман и европейски-образованный историк Б.Г. Тилак (1856-1920) обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лёт до н.э. Аргументы Б.Г. Тилака основаны на филолого-астрономическом анализе текста Вед и комментариев к ним. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. А тот факт, что при раскопках Андроновской археологической культуры были обнаружены самые древние колесницы, запряженные лошадьми, дает сторонникам этой теории аргумент, что именно здесь в Уральских горах была родина ариев. Находка приблизительно датируется началом II тысячелетия до н.э.

Оппоненты теории вторжения считают, что арийского завоевания никогда не было. Они опираются на ряд открытий, осуществленных как западными, так и индийскими учеными.

1. Лингвистические подтверждения. Что для самостоятельного развития санскрита в современный хинди «не хватает» исторического времени, ведь предполагаемое вторжение произошло примерно 2500 г. до н.э. Обнаружена преемственность между хараппским и брахманским, т.е. арийским, письмом.

2. Исторические свидетельства. В ведических текстах не содержится свидетельств массовой миграции, что означает, что индоарии ведического периода забыли даже вскользь упомянуть эту миграцию, если принимать теорию вторжения за истинную. Флора и фауна, география и климат «Ригведы» соответствуют северо-индийским реалиям.

3. Предания (пураны) приводят список в 120 царей в одной лишь ведической династии, которые хорошо укладываются в хронологию, достигающую 3000 лет до н.э.

4. Данные археологии. Артефакты с раскопок в Мохенджо-Даро, Хараппы, Мергара, поселения в Гиндукуше, постоянно обитаемое на протяжении 7000 до н.э., соответствуют ремеслам индоариев, наблюдается преемственность в религиозных представлениях, архитектуре, системе мер и весов.

5. Анализ текстов. «Ригведа» описывает быт городских поселений, а не кочевников, как считали ранее. Слово «пуруша» происходит от «пур васа» — житель города. Войны, описанные в «Ригведе», происходили между людьми, принадлежавшими к одной культуре, а не между разными народами.

6. Данные астрономии. В «Ригведе» даются ссылки на астрономические наблюдения, которые указывают на то, что там использовался календарь, основанный на созвездии Плеяды. Он восходит к 2500 лет до н.э. и представляет собой признак высокоразвитой культуры. Календари не свойственны кочевникам, к тому же большинство календарей мира ведет отсчет от исторических событий, а исчисления индоариев базировались на представлении о цикличности времени. Естественным было бы предположить, что пришельцы начали бы отсчет своей хронологии от момента вторжения, но этого нет.

7. Границей родины ариев, через которую они перешли, была река Сарасвати, которая затем стала символом знаний, защитницей и целительницей. Если это ныне высохшая река Сарсути, то тогда оказывается, что арии покинули регион на северо-западе Индии из-за засухи, которая подтверждается новейшими исследованиями, и перешли внутрь страны. Но длительной миграции из-за горных хребтов не было.

Так или иначе, языком ариев был санскрит — древнейшая сохранившаяся до наших дней форма некогда единого языка индоевропейцев. От этого единого языка произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и русский. До сих пор в некоторых русских словах сохранились санскритские корни. Так, в слове «мать» можно угадать санскритское «матер», в слове «лев» — санскритское «леу», в слове «снег» — санскритское «снейг».