Индуизм
Индуизм — национальная религия индийцев, большинство населения Индии и сегодня является приверженцами индуизма. Возникла около пяти тыс. лет назад. Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма — создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например, от потопа. Бог Шива — грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну. В картине мира индуизма наблюдается редкая ситуация в мировых религиях, когда бог представлен в практически равных женском и мужском началах. У мужского божества есть его шакти, энергия, представленная в вечном женском образе. Так, Вишну имеет жену Лакшми, свое второе воплощение. Кришна — Радху, а Рама — Ситу.
Наличие души признает не только за человеком, животные и растения также имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Судьба души человека после смерти зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или в другое насекомое.
Ключевым понятием, объясняющим коллизии жизни мира и отдельного человека, является учение о карме. Карма означает «дело», «действие», которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы — закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души в страдающее земное тело.
Доктрина личностного освобождения предполагает не только духовное совершенствование, но и физическое, в некоторых школах индуизма доходящее до аскетизма. В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека — йога.
Дхармическая деятельность (выполнение священного долга, предписанного ведами) была призвана нейтрализовать действие кармы и привести к мокше. Успех зависел, главным образом, от усердия индивида, однако были и определенные сословные предубеждения. Так, шудра, следовавший своей дхарме должен был родиться в следующей жизни вайшьей. Тот, как считалось, рождался затем кшатрией, если был верен своей дхарме. Кшатрия, если он исполнял свой долг, рождался брахманом в следующем рождении, а тот, в свою очередь был достоин освобождения, если также был дхармичен. Большинство реформаторов индуизма не устраивало такое положение вещей. Они утверждали что в любом статусе жизни любой человек должен заниматься только такой деятельностью, которая приведет его фактически к «мокше» — высшей цели человека: прекращению перерождений. Некоторые реформаторы были столь антагонистичны по отношению к устоям, что шли на конфликт с ведической традицией, отрицая веды и тот социальный порядок, которые они провозглашают.