Буддизм

Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Буддизм сформировался в VI веке до н.э. в Индии. Основателем вероцчения (дхарма) и общины (сангха) считается Шакьямуни (566-473 гг. до н.э.), получивший позднее титул Будда («просветленный»). Вероучение излагается в текстах на санскрите и на языке пали (последние вошли в свод «Типитака»), в средние века были составлены огромные своды буддийских текстов на тибетском («Канджур» и «Танджур») и китайском языках («Саньцзан»).

Для буддизма характерно отсутствие теизма, учение о существах просветления – буддах и бодхисаттвах, а также учение о стремлении к переходу всего сущего от состояния страдания (сансара) к состоянию блаженства и просветленности (нирвана); монашество. Буддизм делится на два основных течения: хинаяна (малая колесница), которое распространено в Южной и Юго-Восточной Азии, и махаяна (большая колесница), которое охватывает буддийские направления Тибета, Китая и Японии. Ряд тибетских школ махаяны выделяют иногда в особое направление ваджраяну (алмазная колесница).

Центральную область буддийского учения составляет нравственность нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству.

Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще и т.д.

Одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различия между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды ни в коем случае не должен платить злом за зло, ибо тогда не только не уничтожаются, а наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться ко злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

В настоящее время наиболее существенную социально-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде он является государственной религией. В Японии буддизм, разбившись на множество сект, переплетается с национальным синтоизмом, образуя так называемые новые религии.

В 1950 году образовалось «Всемирное братство буддистов», в 1970 году – «Азиатская буддистская конференция за мир». Вопреки основной идее буддистского вероучения, эти организации активно участвуют в международной политике, в борьбе за мир. Особенностью современного буддизма является то, что он все больше превращается из религии в некое философское учение, своеобразную систему нравственности.