Философия

Философия (от греч. phileo – люблю и греч. sophia – мудрость), рефлексия о последних (предельно общих) принципах (основаниях) бытия и познания, о смысле человеческого существования. Философия дистанцируется от любых форм наличного (сложившегося) знания, ставя их под вопрос и делая предметом рассмотрения их явные или неявные предпосылки. Эта динамика философской рефлексии, ориентированной на достижение целостного знания, развертывается в характерной для нее форме антитетических понятий: «знание и мнение», «бытие и сущее», «бытие и становление», «бытие и сознание», «идея (сущность) и явление», «вечность и время», «дух и материя», «теория и практика» и т.д. В отличие от богословия теистических религий, опирающегося на авторитет Откровения, философия как таковая остается в пределах имманентных возможностей человеческого разума. В отличие от отдельных научных дисциплин, философия не ограничена в своем исследовании каким-либо специальным предметом и в зависимости от проблематики и подхода может использовать самые различные методы (эмпирический и логический анализы, дедуктивный, трансцендентально-критический, диалектический методы и др.). Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как реализм и номинализм, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), идеализм (спиритуализм) и материализм (натурализм), детерминизм и индетерминизм и др.

Важнейшие исторические вехи философии, ее школы и направления: индийская философия, развивавшаяся в русле религиозного умозрения индуизма (веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика) и буддизма (мадхьямика, йогагара, саутрантика, вайбхашика); греческая философия, где философское мышление в процессе критического осмысления мифологической картины мира и обыденного сознания впервые стало автономной сферой человеческой деятельности (пифагореизм, сократические школы, платонизм и неоплатонизм, аристотелизм, стоицизм, эпикуреизм); средневековая философия, в качестве естественной теологии предваряющая постижение богословских истин сверхразумного Откровения (патристика, схоластика); философия Нового времени, складывающаяся в размежевании с богословием и в процессе анализа и обоснования опыта естествознания XVII–XVIII вв. (картезианство, спинозизм, лейбницианство, британский эмпиризм и французский материализм, немецкий классический идеализм). Начиная с И. Канта, критика традиционной метафизики и различные опыты ее возрождения и реконструкции характеризуют философию XIX–XX вв. (кантианство, шеллингианство, гегельянство, марксизм, позитивизм и неопозитивизм, «философия жизни», прагматизм, фрейдизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм и др.).