Неоклассицизм

Неоклассицизм (от от греч. neos – новый и классицизм), общее название художественных течений 2-й половины 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870–80-х гг. немецкие «неоидеалисты» – живописцы X. фон Маре, А. Фейербах, скульптор А. фон Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И.В. Жолтовский, И.А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А.Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910– 1920-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950–60-х гг. (Э. Стоун, А. Stone), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм 18 – начала 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов конца 19 – начала 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И.Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.