Импрессионизм

Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве последней трети 19 – начале 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870–80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американские – Дж. Уистлер, немецкие – М. Либерман, Л. Коринт, русские – К.А. Коровин, И.Э. Грабарь) интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французские – О. Роден, итальянские – М. Россо, русские – П.П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца 19 – начала 20 вв. (во Франции – К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармоничной красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии начала 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).