Зороастризм

Зороастризм — одна из древнейших пророческих религий, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура-Мазды. Зороастр — личность легендарная, хотя многие исследователи признают его реально существовавшим деятелем. (VIII— VII в. до н.э.). Нет сомнений относительно того, что у индоиранцев был реформатор их религии. Зороастр, по преданию, был «осенен» истинной верой в 30-летнем возрасте. Однажды он пошел к реке за водой для приготовления священного напитка хаомы. Когда он возвратился, перед ним возникло видение: он узрел сияющее существо Воху-Мана («Благой помысел»), который и привел его к богу Ахура-Мазде.

Реформы Зороастра состояли в резком возвеличении Ахура-Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и резком противопоставлении ему злобного Ангро-Майнью. Всем древним божественным силам придавался явственный этический акцент вплоть до превращения их в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра или соответственно Зла.

В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка — человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм — это первая доктрина, принадлежащая к принципиально новому типу религий — к религиям основателя, пророка. Такими религиями затем выступят все авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам.

Зараостр учил: все сущее делится на мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса как на земле, так и вне ее. Он обращался к человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в гимнах восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что все зависит от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Принципиально важно отметить, что в этом наблюдается зарождение нового отношения к миру — зависимость спасения от собственных усилий человека. У древних народов бытовала уверенность, что судьба человека была предопределена ему до рождения, это неумолимая воля богов. Так, у фаталистичных греков — мойры, названные римлянами парками, ткут судьбу смертных.

Зороастризм стал государственной религией персов при Гистаспе (Виштаспа), отце Дария I.

Ныне зороастризм придает большое значение ритуалам и церемониям. Главная цель обрядов — борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов. Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, так как огонь — образ бога на земле.