Авангардизм

Авангардизм (франц. avant-gardismе, от avant-garde — передовой отряд)— условное наименование различных течений современного искусства, характеризующихся разрывом с традициями реалистического искусства прошлого, поисками новых выразительных средств и форм, нередко превращающимися в самоцель. Термин «авангардизм» возник в критике 1920-х годов и утвердился в искусствознании (в т.ч. и советском) после 2-й мировой войны 1939—1945. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.

Корни современного авангардизма — в идейно-эстетических установках декадентских, модернистских художественных течений начала XX века (футуризм, дадаизм, сюрреализм и другие). Широкое распространение течения авангардизма получили после 2-й мировой войны во Франции, Западной Германии, Италии, США, в скандинавских странах; авангардизм оказал влияние и на искусство некоторых социалистических стран. Течения авангардизма, как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технических приёмов.

Авангардизм порождён современным буржуазным обществом, многие представители которого живут в атмосфере острого душевного разлада. Авангардизм глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества. Так, нигилистский дух авангардизма отчасти определяется настроениями социального протеста творческой молодёжи, не желающей мириться с окружающей действительностью. Этот протест нередко переходит в анархический бунт против моральных и политических устоев общественной жизни, а также против искусства, получившего общественное признание. Некоторые представители искусства, ощущающие революционный дух современной эпохи, наивно полагают, что могут выразить его только с помощью совершенно новых художественных средств. Поэтому среди деятелей авангардизма оказываются и люди, примыкающие к прогрессивным течениям общественной и политической жизни. Среди наиболее видных представителей музыкального авангардизма — композиторы, очень различные по идейно-эстетической направленности творчества: П. Булез, Л. Ново, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис.

В области музыки эксперименты приверженцев авангардизма нередко приводят к разрушению эстетической и технологической основ музыкального искусства. Под лозунгами авангардизма выступают авторы и теоретики серийной и конкретной, алеаторической и пуантилистической, сонористической и электронной музыки.

Важнейшими центрами музыкального авангардизма стали ежегодные семинары новой музыки в Кранмхштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты «Domaine musical» в Париже, международные фестивали в Донауэшпнгене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и других европейских городах. В целях пропаганды музыкального авангардизма издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок. Таким образом во многих западных странах искусственно поддерживается интерес к творчеству композиторов-авангардистов, хотя большинство слушателей отвергает этот род музыки.