Государство Западного Чжоу

Китай в период Западное Чжоу

Китай в период Западное Чжоу

Государство Западного Чжоу — в соответствии с китайской исторической традицией древнекитайское государство (1122— 770 г. до н.э.).

Государство Шан было окружено враждебными племенами, с которыми оно вело постоянные войны. Затяжные войны ослабили шанцев и стали в конечном счете одной из причин их гибели. Согласно ортодоксальной письменной традиции, в конце XII в. до н.э. шанцы были покорены уже давно угрожавшими им с запада племенем Чжоу. Их считают пришельцами из районов, сопредельных с Тибетом, но затем они влились в общекитайский этнос.

Столицей завоевателей стал г. Хао в нижнем течении р. Вэйхэ, притока Хуанхэ.

В отличие от войн Шан-Иньской эпохи, носивших характер вооруженных набегов, походы чжоусцев с самого начала имели целью захват новых территорий, перекачивание из них рабочей силы.

Западное Чжоу по структуре представляло собой весьма рыхлое и этнически пестрое государственное образование, в котором местные владетели были обязаны данью и военной помощью верховному чжоускому правителю, но автономно управляли выделенными им областями. Титул ван был унаследован верховными царями Чжоу от шанцев.

Местные владетели (чжухоу) обладали собственным аппаратом власти, осуществляли административное управление подвластным населением, но на их владения распространялась ванская юрисдикция и уполномоченные вана следили за изъятием части их доходов (особенно зерна) в пользу казны. Неугодных чжухоу ван сменял. Хотя предоставление земли ван называл «дарением», пожалованная земля не становилась собственностью этого лица. Передавались лишь права на доходы с этих земель, а при вступлении на трон нового правителя эти акты должны были возобновляться. Лишь со временем должностные земли становились наследственными, но в любом случае их передача требовала формального утверждения ваном.

Существовали и царско-храмовые хозяйства, к работе в этих хозяйствах привлекалось и свободное общинное население в порядке несения повинности, и рабы. Вообще армия как орудие насилия государства выполняла еще и функцию принуждения к труду порабощенных военнопленных. В Западном Чжоу прекращаются регулярные массовые жертвоприношения и ритуальные погребения рабов, столь характерные для шанской эпохи. Борьба против человеческих жертвоприношений еще долго и с переменным успехом будет вестись в древнем Китае, но показательно, что первый протест против этого кровавого обычая история связывает с покорителем шанцев и основателем чжоуской государственности Чжоугуном, дух которого, как передает традиция, «не принимал человеческих жертвоприношений». Хотя гуманизм здесь отсутствует, а есть экономическая целесообразность.

Несмотря на то, что ученые совместили в некоторых деталях археологические находки и исторические хроники, некоторые исследователи считают, что единственный достоверно датируемый исторический факт периода Западного Чжоу относится к его падению в 771 г. до н.э.