Династия Шань-инь

Династия Шань-инь — вторая китайская династия XV-XIV вв. до н.э., существование которой доказано археологически. К культуре Шань-Инь принадлежат разрозненные раннегородские поселения, носители бронзовой индустрии, строились по определенному плану с комплексом монументальных строений дворцового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими. Они найдены в пределах Центральной равнины. Там обнаружены древнейшие на территории Китая письменные эпиграфические памятники, обнаруженных при раскопках около деревни Сяотунь в районе г. Аньян в Хэнани. Это надписи на гадательных костях жертвенных животных и черепашьих панцирях, выполненные архаическим пиктографическим письмом, в котором ученые видят прообраз китайской иероглифической письменности. Из ритуально-магических текстов, каковыми они являются, можно извлечь очень немногое для характеристики общественного строя.

В больших могилах — захоронениях почивших ванов — найдены сотни скелетов сопогребенных людей, а рядом — целые поля захоронений обезглавленных военнопленных со связанными за спиной руками и ямы с их отрубленными головами, исчисляющимися тысячами. Отдельно были погребены военные колесницы с лошадьми и возничими. Надписей о жертвоприношении людей (до 1500 чел. одновременно) в настоящее время на гадательных костях обнаружено около двух тысяч. Пленных приносили в жертву богам и предкам; с обрядом массовых человеческих жертвоприношений был связан широко распространенный у шанцев культ гор и рек, а также, очевидно, и ритуал «священного брака», входивший в культ плодородия. Шанцы были чрезвычайно суеверны, найдены тысячи гадательных костей, за ними даже закрепилось название «общество гадательных костей». В главном городе находился оракул, возможно его роль исполнял ван.

Примечательно то, что своих покойников-соплеменников шанцы клали лицом вниз.

Различие в погребальном инвентаре свидетельствует о социальном и имущественном неравенстве в этих обществах, что подтверждает, в частности, недавно обнаруженная в Паньлуичэне под Хуанпи в одной из так называемых больших могил, принадлежавшей, по всей вероятности, верховной жрице, уникальная пластика — заупокойные нефритовые фигурки, изображающие людей разного общественного положения и этнической принадлежности. Массовые умерщвления и жертвоприношения военнопленных составляют характерную особенность этих обществ.

В шанском обществе, где регулярно совершались обряды, требовавшие массовых жертвоприношений, война являлась общественной нормой. Главной целью военных походов был захват добычи: помимо пленных — зерна и скота, также требовавшихся для принесения в жертву богам и предкам.

Факт того, что массы пленных умерщвлялись, свидетельствует, что их труд не находил еще большого применения в хозяйстве. Есть данные, намекающие на использование пленных на весенних земледельческих работах. Можно полагать, что они участвовали в коллективных обрядах плодородия и затем умерщвлялись в соответствии с ритуалом «священного брака».

Но если верить китайским историческим хроникам, то в государстве Шан-Инь жизнь была построена на принципах справедливости. Государь — ван — предоставил городам и сельским общинам широкое самоуправление с условием лояльности и приношения даров. Общество, ведущее по свидетельству археологии, такое количество войн, не могло быть построено таким образом. Без давления сверху крестьяне и ремесленники не вступали бы в армию и не платили бы налоги на ее содержание. Основную силу шанского войска все еще составляла масса общинного населения. Это доказывается тем, что в могилах рядовых шанцев-мужчин обязательный набор погребальных предметов включал оружие.

В Северном Китае шанское «городское общество», очевидно выделившееся из Иньского союза племен как его наиболее устойчивая часть, в последние века II тыс. до н.э. встало во главе довольно крупного, этнически неоднородного и нестабильного объединения. Его правитель назывался «ваном»; он обладал высшей военной властью и выполнял функции верховного жреца. Видимо, первоначально шанцы были хранителями секретов бронзолитейного искусства. Знак шан означает «торговля, торговать», хотя, вероятно, это не первоначальное значение данного знака, а производное от изображения каких-то изделий шанцев, скорее всего бронзовых (в знаке шан один из элементов является изображением тревожного сосуда), и, возможно, связано с особыми функциями шанцев как посредников в межобщинном и межплеменном обмене; эти функции могли способствовать их возвышению среди других раннегородских обществ Великой Китайской равнины.

Объединение общин диктовалось и хозяйственными нуждами (например, необходимостью коллективных усилий для борьбы с наводнениями), и военными (войнами с соседними племенами, осложнявшимися междоусобной борьбой городов-государств), и все усиливающимся имущественным расслоением. Такова общепринятая точка зрения. Но у шанцев признаков оросительной системы не выявлено, поэтому централизация в интересах функционирования ирригационной системы не может быть признана доказанной причиной возникновения их государства.