Древнекитайская цивилизация
Древнекитайская цивилизация — древнейшие государства на территории Китая, начиная с рубежа III—II тыс. до н.э. и до 220 г. до н.э. — времени крушения империи Хань (220 г. н.э.).
Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу (XXIV-XV вв. до н.э.). Некоторые специалисты считают эту культуры уже сформировавшимся государством, по причине найденных специфических находок — бронзовых изделий, относящихся к разряду «престижного богатства», и останков насильственно умерщвленных людей, вероятно, рабов. С большей определенностью можно это сказать в отношении более позднего поселения, относящегося к середине II тыс. до н.э., в р-не Чжэнчжоу, поскольку в центре его находится комплекс гораздо более крупных, чем остальные, строений, очевидно дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек, а также ремесленные кварталы. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и специализированным ремеслом. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития как в области материального производства, так и в сфере общественных отношений. У его носителей очевидно шел активный процесс государствообразования.
С конца III тысячелетия до н.э. ряд культур ранней бронзы появляется также в бассейнах р. Янцзы и Сицзяна; связанные с богатыми месторождениями меди и олова в Юго-Восточной Азии, возникли раньше, чем в бассейне Хуанхэ, самостоятельно или под воздействием мощного первичного очага древнейшей металлургии в Центральном Индокитае, восходящего к IV тыс. до н.э.
Уникальными являются находки культуры Саньсиндуй в районе Чэнду, датируемой 1-й половиной III — началом I тыс. до н.э. Среди них — золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, очевидно, регалия власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами, которые по мнению ученых, свидетельствуют об устойчивой социальной стратификации общества Саньсиндуй. Аналогов этой культуре не обнаружено, очевидно, эта цивилизация погибла не оставив следующим поколениям свой культурный опыт.
Итак, на территории Китая во 2-й половине III — 1-й половине II тыс. до н.э. существовало несколько независимых центров ранней бронзы. Некоторые из них вплотную подошли к эпохе классообразования и зарождения государственности. Однако тот факт, что ни один из них не обладал письменностью, является серьезным доводом против отнесения их к классовым обществам и сложившимся государствам. Единичные, протописьменные знаки обнаружены у носителей ряда поздненеолитических культур. О реальном государственном образовании можно говорить лишь по отношению к развитым бронзовым культурам 2-й половины II тыс. до н.э., среди которых первое место по праву принадлежит письменной городской культуре Шан-Инь, обнаруженной в Сев. Китае еще в конце XIX в. и активно изучаемой с того времени вплоть до сегодняшнего дня.