Ювелирное искусство

Ювелирная солонка, изготовленная в середине XVI века итальянским художником Бенвенуто Челлини

Ювелирная солонка, изготовленная в середине XVI века итальянским художником Бенвенуто Челлини

Ювелирное искусство — изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и других) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т.д. В ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и другие; механические приёмы обработки — штамповка, вальцовка и др.

Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного (в т.ч. народного) творчества. Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально-престижное значение изделий ювелирное искусство чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления. Вплоть до XX века ювелирное искусство остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.

На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и так называемая холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерно для ювелирных изделий Двуречья. Ювелирное искусство стран Эгейской культуры (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и прочие) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в классическом древнегреческом ювелирном искусстве (V-IV века до н.э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в эллинистическом и древнеримском ювелирном искусстве вновь появился вкус к звучной полихромии. Особую известность среди произведений эллинистического ювелирного искусства получили художественные изделия из серебра. В ювелирном искусстве сасанидского Ирана (III-VII века) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравированными изображениями.

В раннемусульманской культуре сдержанное отношение к предметам роскоши первоначально препятствовало развитию ювелирного искусства, но постепенно оно достигло высокого расцвета (впитав в себя традиции древнеиранского и эллинистического искусства); средневековый опыт обработки драгоценных металлов и камней (в технике филиграни, инкрустации, черни и т.д.) нашёл продолжение в народном художественном творчестве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Особая пышность ювелирных украшений характерна для декоративно-прикладного искусства средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов — коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру, присущую тому или иному камню. Многочисленные первоклассные образцы ювелирного искусства были найдены при археологическом изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).

Типичные черты раннесредневекового европейского ювелирного искусства — применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы звериного стиля в орнаментике.

В византийском ювелирном искусстве (распятия, чеканные литургические сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В произведениях романского и готического ювелирного искусства (где применялись также редкие породы дерева, горный хрусталь) величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторявших формы церковного зодчества.

Мастера Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и другие) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и другие), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В XVII-XVIII веках возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского ювелирного искусства XV-XVIII веков — немецкое художественное серебро (мастера семейства Ямницер и другие) и эмали (И.М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского ювелирного искусства выдвинулись с конца XVII века на первое место в Европе; в XVIII веке господствовала прихотливая изысканность форм рококо, в нач. XIX века — строгость стиля ампир (чеканные изделия Ж.Б. Одно и М.Г. Бьенне, придворных мастеров Наполеона I).

В середине XIX века производство массовых ювелирных изделий механизируется; в употребление широко входят менее ценные материалы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней — горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Стилистика большинства изделий ювелирного искусства XIX века тяготеет к эклектизму, против которого выступают мастера «модерна» (Р. Лалик во Франции и дрeугие). Для ювелирного искусства XX века, освоившего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и другие), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристическое стремление к «дизайнерским» формам, лишённым какого-либо орнамента (типичное для ювелирного искусства 1920-х гг.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм — «модерна» или традиции народного и средневекового ювелирного искусства. Наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, к середине XX века всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).

Ювелирное искусство народов России и республик бывшего СССР известно с глубокой древности, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки (например, в Грузии, Армении, на территории среднеазиатских республик). К вершинам мирового ювелирного искусства принадлежат золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов, обнаруженные в погребениях Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры средневековых Грузии и Армении.

Для Киева XI-XII веков особенно характерны золотые изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода XI-XII веков — серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы XII-XIII веков — различные изделия (браслеты и т.д.) с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля XIV-XV веков — оклады икон и евангелий, складни и т.д. со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями. В XVI веке (когда общерусчким центром ювелирного искусства стала Москва) особое развитие получили чернь и эмаль, в XVII веке — эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в XVII веке развиваются и многие местные школы древнерусского ювелирного искусства — сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др.

Русское ювелирное искусство XVIII века (с центром в Петербурге) развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. С XVIII века развивается великоустюжское чернение по серебру. В XIX веке в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П.Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П.А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И.И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале XX века — фирма Оловянишниковых (изделия для культа в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и другие) производили фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Перхина и другие).

Изделия ювелирного искусства советского периода производились на ювелирных фабриках (в Ленинграде, Свердловске, Москве, Таллине, Риге, Ереване, Ташкенте и других) и в производственных объединениях, на предприятиях художественных промыслов: Кубачинский художественный комбинат в Дагестанской АССР, фабрика «Ростовская финифть», Красносельская ювелирная фабрика в Костромской области и другие. Творчески использовались и развивались старые художественные традиции и виды техники (скань, чернь, эмаль, резьба и др.); велась работа по созданию новых форм и рисунков ювелирных изделий.