Юмореска

Юмореска (нем. Humoreske, от Humor — юмор) — музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы.

Название «юмореска» впервые применил Р. Шуман к своей фортепианной пьесе op. 20 (1839 г.); он исходил из понимания термина в духе Жана Поля Рихтера (юмор как удачное соединение мечтательности и шутки); юмореска Шумана — развёрнутая пьеса, состоящая из ряда лирических и скерцозных эпизодов (Шуман создал также юмореску для фортепианного трио — №2 в его «Фантастических пьесах» для этого состава, op. 88, 1842 г.). Позднее многие композиторы XIX века применяли термин «юмореска» для обозначения как отдельной пьесы, так и серии небольших пьес, главным образом для фортепиано. При этом они трактовали юмореску иначе, чем Шуман. Юморески Э. Грига (4 юмореска для фортепиано. op. 6, 1865 г.) — род жанровых зарисовок, в которых нашли отражение самобытные черты норвежской народной музыки. В юморесках А. Дворжака (8 юморесок для фортепиано. op. 101, 1894 г.) ярко проявилось лирическое начало (особенно в наиболее известной юмореске №7 Ges-dur), у М. Регера — скерцозность (юмореска op. 20, юмореска op. 32 №6 и др.). Известны и юморески для других составов; в их числе 5 юморесок для мужского 4-голосого хора Лёве (1843 г.), юмореска для оркестра Хумпердинка (1879 г.). В русской музыке в юмореске заметно выступают скерцозно-плясовые черты. Таковы юморески П.И. Чайковского («Две пьесы» для фортепиано. op. 10, №2, 1872 г.), С.В. Рахманинова («Салонные пьесы» для фортепиано. op. 10, №5, 1894 г.). Эту традицию во многом продолжают и советские композиторы — Л.Н. Ревуцкий, О.В. Тактакишвили, Р.К. Щедрин и другие. Родственны юмореске бурлеска, каприччо.

«Юмореска» Р. Щедрина в исполнении Д. Мацуева: