Аменхотеп IV

Аменхотеп IV (Эхнатон)

Аменхотеп IV — египетский фараон из XVIII династии. Правил в конце XV в. до н.э., по другим данным во второй половине XIV в. до н.э. Аменхотеп женился на знатной египтянке Нефертити, презрев многовековую традицию царских браков: престол в Египте формально передавался по женской линии — фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона. Впрочем, женой его отца Аменхотепа III и его матерью была тоже не дочь фараона, а дочь провинциального жреца Тия. Этот брак осуждался жрецами Амона и не был ими признан. Аменхотеп IV попытался провести религиозную реформу, заменив культ фиванского бога Амона-Ра, а также многочисленные местные номовые культы новым государственным культом бога Атона. Он установил в Египте солнцепоклонничество (атонизм). Солнечный диск (Атон) фараон объявил единственным богом, себя же самого — сыном Атона и «единственным, познавшим истинного бога». Он запретил старые культы, конфисковал храмовые владения, сделал столицей государства новый город Ахетатон (Эль-Амарна). В честь Атона строились роскошные храмы, появилось новое жречество, преданное фараону-реформатору. Фараон принял новое имя Эхнатон («полезный Атону»). Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III. Но в нем сильна мировоззренческая составляющая. Для древнеегипетского атонизма характерны два религиозных устоя. Первый из этих устоев — любовь к «земной» жизни. Культ земной жизни хотя и не был прямо противопоставлен загробному культу, но явно над ним возобладал. На ахетатонских стелах, на стенных росписях Ахетатонского дворца — всюду сцены счастливой семейной жизни фараона, изображается любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская нежность к дочерям. В ахетатонском искусстве впервые в истории Египта появляется пейзаж, прославляется красота природы. Второй устой — любовь к «истине». Требование следовать во всем только истине ярче всего отразилось на искусстве: в противовес многовековым традициям ахетатонские рельефы, скульптуры, росписи были подчеркнуто натуралистичны и наполнены динамикой.

Эта первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие) не удалась. Храмовое и государственное хозяйство при Аменхотепе IV — Эхнатоне постепенно пришло в упадок; неудачно для страны складывалась и внешняя политика: Египет лишился многих подвластных ему территорий. Вторжения кочевых племен хабиру в азиатские владения Египта еще более осложнили обстановку. В этих условиях жрецам Амона, по-видимому, даже не нужно было внушать народу мысль, что Амон гневается на фараона-еретика и насылает кару на Египет: такая мысль напрашивалась сама. Новая религия просуществовала лишь до окончания царствования Аменхотепа IV, когда фараон-реформатор умер в возрасте около 33 лет. Обстоятельства смерти Аменхотепа IV неизвестны. Серия документов с его именем обрывается на 1402 г.

При преемниках Эхнатона, Сменхкаре и Тутанхамоне, столица возвращается обратно в Фивы и восстанавливается культ Амона-Ра, немало пострадавший в годы солнцепоклонничества. Изображения царственной четы — Эхнатона и Нефертити — уничтожаются. Однако в искусстве традиции реализма ахетатонского периода укрепились прочно. На более поздних рельефах, статуях отчетливо прослеживается влияние ахетатонского искусства.