Гомер

Гомер — легендарный автор поэм «Илиада» и «Одиссея». Время жизни Гомера определялось по-разному — между XII и VII вв. до н.э. Однако само имя поэта дает основание считать его образ мифическим, а имя — нарицательным. В переводе с ряда семитских языков «homer» означает «он говорит». С учетом сильного влияния финикийской и других еще более древних культур восточной части Средиземноморья на ахейскую, возможно, что это было обозначение профессии сказителя, ставшее в греческой традиции именем собственным, тогда как сами греки исполнителей эпических песен называли аэдами (от греч. aoidos — певец). Создание поэм относят к X-IX вв. События «Илиады» связаны с войной между ахейцами и жителями малоазийского города Троя (Илион), вызванной неосмотрительными поступками богов, их честолюбием, ревностью и другими вполне человеческими качествами. «Одиссея» описывает странствия одного из героев этой войны царя Итаки Одиссея по пути домой. События каждой из поэм описывают события десяти лет: десять лет войны и десять лет скитаний Одиссея. Многие сюжеты и образы гомеровских поэм вошли в другие памятники литературы и изобразительного искусства с древности до наших дней.

Содержание поэм дает материал для оценки состояния эллинских обществ, в ближайшее к историческому времени. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племен и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний. Индивидуальный тип эллина, с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, с его верованиями и наклонностями установился уже в обществе времен Гомера. Имеют большую силу исконные обычаи и установления, охраняемые самими богами, а также общественное мнение. В обществе живут еще обломки родового строя, особенно в семейных и частноправовых отношениях; но городская община уже сложилась, а управление ею распределено между единоличным вождем, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличие ораторов, примеры критики, направленной против вождей и т. п. свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время. Личные достоинства вождя — одно из необходимых условий почета со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех греческого общества состоял в том, что понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами; личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве. Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нем различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы; в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий; взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости; в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправия, чем это было в более позднее, историческое время.