Хатшепсут

Хатшепсут (Мааткара Хатшепсут Хенеметамон), дочь фараона Тутмоса I и царицы Ясмос. Ее мать была из рода фиванских царей, отец же — не царского происхождения. Правила Египтом на протяжении почти 22 лет в конце XVI — начале XV веков до нашей эры. Хатшепсут является первой известной женщиной в мировой истории и одной из самых известных египетских правительниц. Она одевалась в мужские одежды и носила накладную бороду, чтобы походить на мужчину. Во время ее царствования Египет переживал экономический расцвет, закончилось восстановление страны после нашествия гиксосов и воздвигнуто множество памятников.

Когда ее мать царица Ясмос умерла, Хатшепсут, по мнению легитимистов, была единственным отпрыском древней линии, и царь вынужден был назначить ее своей преемницей, несмотря на то, что египтяне никогда еще до того не подчинялись правлению царицы. В определении степеней родства двух фараонов Тутмоса I и Тутмоса II между собой и с царицей Хатшепсут существует много версий, но ясно одно, что этой яркой умной женщине пришлось первое время прикрывать свое фактической исполнение царских обязанностей фиктивными правителями. Архитектор Инени следующим образом определяет положение: после короткой заметки о Тутмосе III как «правителе на престоле того, кто породил его», он говорит: «Его сестра, Божественная Супруга Хатшепсут, привела в порядок дела Обеих Стран, согласно своим предначертаниям; Египет должен был, склонив голову, работать для нее, совершенного семени бога, происшедшего от него. Носовой канат Юга, причал южан, отменный кормовой канат Северной Страны — такова она, повелительница, чьи замыслы совершенны, удовлетворяющая Обе Области, когда она говорит». Хатшепсут стала царем — факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона. Она была названа «женским Гором». Слово «величество» получило женскую форму (так как по-египетски оно согласуется с полом правителя), и обычаи двора были изменены и исковерканы так, чтобы они могли подходить к правлению женщины. Хатшепсут поддерживали жречество и высшие административные чиновники страны. Ее соправитель Тутмос III был удален отправлять жреческие функции в храм Амона.

Хатшепсут мало внимания уделяла военным делам, но много строила храмов. Величайшим творением ее правления является храм в Дейр-эль-Бахри. Здание было задумано совсем иначе, чем большие храмы той эпохи. План был составлен по образцу небольшого ступенчатого храма Ментухотепа II в соседнем углублении скал. Он поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где была высечена святая святых. Перед этими террасами находились чудные колоннады, удивляющие своей исключительной пропорциональностью. Это первые внешние колоннады в истории архитектуры. Создателем храма был фаворит царицы Сенмут. Для полного осуществления замысла следовало далее насадить на террасах миртовые деревья из Пунта. Для этого она снарядила экспедицию в Пунт на юге Красного моря, одарила правителя страны подарками и получила ответные, которые пожертвовала по возвращении новому храму.

По предположению учёных, Хатшепсут страдала кожным заболеванием, вызывавшим зуд. Для облегчения страданий царица пользовалась специальным составом из пальмового масла и масла мускатного ореха. Предположительно длительное употребление этого снадобья вызвало у правительницы рак, от которого она и умерла.

После смерти царицы ее соправитель Тутмос III вернул себе власть и сделал все, чтобы стереть память о царице. Все упоминания о ней уничтожались. Стерлись имена ее приближенных, высеченные на их гробницах; а ведь это означало смерть души. Пережившие царицу сторонники покинули страну.

Мумия Хатшепсут в Каирском музее