Иоанн IV Васильевич Грозный

Прием царем Иоанном IV иностранных послов в Александровской слободе

Прием царем Иоанном IV
иностранных послов
в Александровской слободе

Иоанн IV Васильевич Грозный (3 сентября 1530 г. — 28 марта 1584 г.) — великий князь «всея Руси» с 1533 г., первый русский царь с 1547 г.

Когда умер Василий III, его сыну Иоанну исполнилось всего три года. Власть перешла к Елене Глинской и ее любимцу — боярину Телепневу-Овчине-Оболенскому. Дядя Елены, Михаил Глинский, пытался вмешиваться в управление государством, и племянница, спасшая его от тюрьмы, отправила его туда снова, где он и умер. Не у дел оказались и все остальные московские бояре. Они отравили Елену, а после ее смерти бросили в темницу Телепнева-Овчину-Оболенского и уморили голодом. Власть перешла к трем самым знатным боярским родам — Шуйским, Вельским и Глинским.

Малолетний Иоанн вытерпел много зла от своевольных бояр. Особенно злоупотребляли своим положением Шуйские. Один из них оскорбил митрополита Макария, известного своей ученостью и обучавшего царя Священному Писанию. Другой чуть не убил на глазах у Иоанна его любимца — боярина Воронцова. Иоанн рос подозрительным и жестоким. От природы умный и вспыльчивый, он научился скрывать свои намерения и никому не доверять. Он понимал, что бояре могущественнее его, но Иоанн был великим князем и знал свою силу. В пятнадцать лет он неожиданно для всех приказал своим псарям казнить тогдашнего правителя — Андрея Шуйского. Псари на месте растерзали боярина, на которого указал великий князь. Бояре с тех пор стали бояться Иоанна, но власть по-прежнему оставалась в их руках. Чтобы ослабить боярство, Иоанн потребовал царского венчания по-древнему, цареградскому, чиноположению. В Успенском соборе устроили царское место, на голову Иоанна возложили шапку Мономаха, золотые наплечники — бармы — и золотую царскую цепь. По византийскому обряду совершили миропомазание, которое означало, что царь получает власть от Бога, и если бояре попытаются ее отнять, они совершат тем самым страшный грех.

Вступление Иоанна IV на престол

Вступление Иоанна IV на престол

Так Иоанн IV Васильевич, позже названный Грозным, стал первым русским царем. Эпоха великих княжений сменилась эпохой царствований.

За годы владычества бояр государственная казна была разворована, люди возненавидели и бояр, и боярских родственников, управлявших городами и селами, судивших и правых и виноватых безо всяких законов.

Однажды в Москве случился страшный пожар. Сгорел почти весь город. Обозленный народ бросился громить дома бояр, нескольких из них убили прямо в Успенском соборе. Царь укрылся в своем дворце на Воробьевых горах. К нему пришел священник Сельвестр и стал уговаривать его обратиться к народу, освободить людей от боярской власти. Иоанн приказал созвать Великий земский собор — это значит собрать представителей от всей земли, с каждого села, со всех городов. Царь вышел к собравшимся на Красную площадь, обвинил бояр в разорении государства и попросил помощи народа.

— Нельзя исправить минувшего зла, могу только спасти вас от будущих притеснений и грабительства,— сказал он.

Слева: Иоанн IV, первый царь московский, справа: трон Иоанна Грозного

Слева: Иоанн IV, первый царь московский, справа: трон Иоанна Грозного

Народ поддержал царя. Иоанн тут же назначил своего приближенного Адашева принимать жалобы на бояр.

Иоанн составил и новый Судебник, чтобы судили не по боярской воле, а по закону. Он отменил и назначение ставленников бояр на управление областями и городами. Управителей стали избирать всей землей — поэтому их и называли земскими.

В царских палатах состоялся еще один собор — Стоглавый, названный так потому, что его решения записали в книге, состоявшей из ста глав. На этом соборе царь и священники определили, какие законы и обычаи должны соблюдать все русские люди.

Иоанн IV посылает суда с осадными орудиями на Казань

Иоанн IV посылает суда с осад-
ными орудиями на Казань

Иоанн IV Васильевич Грозный навел в стране порядок. Это укрепило государство и дало возможность покончить с врагами на востоке страны. Войско во главе с царем осадило Казань — последний оплот татар. В подкоп заложили несколько бочек пороха и взорвали крепостную стену. Особенно отличился при взятии Казани молодой воевода князь Курбский. В память победы на Красной площади построили Покровский собор, названный потом по имени жившего при нем юродивого храмом Василия Блаженного. Чуть позже пало и Астраханское ханство, русские овладели всей Волгой от истока до устья.

В те времена в низовьях Днепра и Дона собирались крестьяне, бежавшие из разных мест за разные провинности или от тяжелой работы, удальцы, а то и просто разбойники. Под предводительством своих атаманов они защищали русские и украинские земли, нападали на крымских татар, которые все чаще совершали набеги на русские города и села.

Иоанн Грозный

Иоанн Грозный

Так появилось казачество, лихое воинство, всегда готовое к дерзким нападениям, грабежу и сражениям за православную веру. Отряд донских казаков Тимофея Ермака пробрался через Уральские горы и оказался в Сибири. Казаки разгромили сибирского хана Кучума и захватили его столицу. Подвластные Кучуму князьки тоже подчинились им, и Ермак сообщил Иоанну Грозному о покорении Сибири.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Когда-то Русь имела свободный выход к Балтийскому морю, но постепенно шведы и орден ливонских рыцарей захватили все морское побережье. В их руках оказался старинный русский порт город Юрьев, будущий Дерпт, нынешний Тарту. Через Великое княжество Литовское и Польшу в Москву не пропускали купцов, особенно с военными товарами. Иоанн Грозный решил отвоевать старые русские прибалтийские города. Война началась с ливонскими рыцарями, но магистр ордена, видя свою слабость, передал свои владения Великому княжеству Литовскому, и воевать пришлось с ним. Сначала успех был на стороне русских. Войска взяли Дерпт и Полоцк. Но Великое княжество Литовское, не выдержав войны, объединилось с Польшей в одно государство — Речь Посполитую. В это время умер польский король, нового должен был избрать общий сейм. На престол Речи Посполитой претендовали и связанные с польским королевским домом шведские и австрийские принцы, и даже брат французского короля, и сам Иоанн Грозный — его поддерживала православная шляхта. Но на троне в конце концов оказался Стефан Баторий, воевода Семиградского княжества, подчинявшегося турецкому султану. Баторий продолжил войну с Московией. Его войска отбили Полоцк и осадили Псков. Крымский хан, подвластный Турции, начал нападать на Московское государство с юга, Грозному пришлось воевать на два фронта.

Вооружение русского всадника

Вооружение русского всадника

Вместе с этими неудачами начался и внутренний разлад. Иоанн тяжело заболел — или, как говорит легенда, прикинулся больным, чтобы испытать бояр. Почти все бояре отказались присягать сыну Грозного и хотели поставить на царство брата Иоанна.

Царь выздоровел. Жена его, Анастасия, которая умела сдерживать его гнев, к тому времени уже умерла. Иоанн начал ссылать и казнить всех, кто не присягал его сыну. Он отстранил от власти и своих давних любимцев Сельвестра и Адашева. Многие бояре, боясь расправы, бежали. Перешел на сторону Речи Посполитой и герой взятия Казани князь Курбский. Он писал Грозному письма, обвиняя его в жестокости. Царь отвечал, проклиная боярскую измену.

Пир в Александровской слободе

Пир в Александровской слободе

Ливонская война зашла в тупик. Поляки не смогли взять Псков, у русских хватило сил защищаться, но наступать сил уже не было. Папа Римский, поддерживавший Польшу и никогда не оставлявший замыслов навязать Руси католическую веру, прислал своего посла Поссевина. С его помощью и заключили перемирие. Поссевин начал спорить с царем о вере, но Грозный хорошо знал священные тексты, и Поссевину не удалось переубедить его.

Иоанн продолжал борьбу с боярами. Он уехал из Москвы в Александровскую слободу, объявил, что не хочет царствовать в государстве, где бояре мешают царю. На трон вместо себя он посадил татарского царевича Семена Бекбулатовича. А народу написал особую грамоту, в которой объяснял, что на народ он гнева не держит.

Слева: портрет опричника; справа: одежда опричника

Слева: портрет опричника; справа: одежда опричника

Посланные к царю умоляли его вернуться, не бросать страну. Иоанн согласился, но заявил, что будет править опричь бояр, то есть без бояр. Он набрал себе молодых дворян — опричников. Командовал ими Малюта Скуратов. Опричники ездили на лошадях, у каждого при седле висела голова собаки и метла. Это значило, что они будут уничтожать бояр как собак и выметать их метлой. Начались разбои и казни, грабежи и убийства. Многие считали, что царь сошел с ума. Он вместо звонаря звонил на колокольне, молился, днями не поднимаясь с колен, сочинял духовные песнопения, сам пел в церковном хоре, а ночами пировал и вместе с Малютой рубил головы непокорных.

Имя кровавого помощника царя Малюты Скуратова стало нарицательным. Так называют палача-душегуба или жестокого правителя, не останавливающегося ни перед какими злодеяниями и казнями.

Последние годы жизни Иоанн полностью оправдывал свое прозвище Грозного. Как-то он посетил одного своего старого знакомого, монаха Топоркова, и попросил совета, как лучше управлять государством. Топорков ответил:

— Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе людей, которые умнее тебя.

Другой монах — Филофей написал ученый трактат, и в этом трактате объявил Москву третьим Римом — после древнего Рима и Царьграда — Константинополя. Он же доказывал, что царь не должен отвечать ни перед кем, кроме Бога.

Опричники в доме земского (худ. А.Н. Новоскольцев)

Опричники в доме земского (худ. А.Н. Новоскольцев)

С тех пор Грозный стал править еще жестче и круче. Однажды в припадке гнева он ударил своего сына, возразившего ему, и, как пишет историк, печально удачным ударом жезла в висок положил сына на месте. Смерть сына потрясла Иоанна, но он уже не мог остановиться, и казни продолжались. Легенда рассказывает о бесстрашном юродивом, который в пост поднес царю кусок мяса. Царь сказал, что в пост мяса не ест.

— А кровь христианскую пьешь? — спросил юродивый.

Государственная печать Иоанна Грозного

Государственная
печать
Иоанна
Грозного

И хотя он назвал царя кровопийцей, Иоанн не тронул его. На Руси издревле уважали калек-юродивых, живших при церквах и не боявшихся говорить правду.

За несколько лет до смерти Грозного крымские татары напали на Москву. Государство, разоренное опричниками, уже не могло защищаться. Татары разграбили и сожгли столицу. Но даже воеводу, отбившего потом татар, Иоанн казнил по ложному доносу.

В царствование Иоанна IV свершилось немало великого. В Московское государство вошли три ханства — Казанское, Астраханское и Сибирское. Первопечатник Иван Федоров издал в Москве первую на Руси книгу. Митрополит Макарий составил «Жития святых». В памяти народа остались и Судебник и первый земский собор, духовная музыка, сочиненная царем. Но история сохранила память и о страшных казнях, и о разбоях опричников. И только смерть царя, измучившего и себя и народ, принесла всем облегчение.