Крито-минойская цивилизация
Крито-минойская цивилизация — ранняя из эгейских цивилизаций в фазе государственности возникает на рубеже III— II тыс. до н.э. на острове Крит. В то время, когда материковые культуры переживают упадок, вызванный войнами между аборигенами и. пришельцами, начинается расцвет островных культур, которые остались недосягаемыми для волн мигрантов. На Крите, не разрушенном захватчиками, продолжала развиваться минойская культура; сначала в 2000-1800 гг. до н.э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н.э. — линейное письмо А.
Все поселения этой эпохи можно разделить на два вида — это цитадели, в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные поселки, заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях. Помимо занятия земледелием возникают гончарное и кузнечное ремесла, но численность ремесленников была мала и продукция обеспечивала только местный спрос, хотя не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины. Разделение поселений на цитадели и поселки может говорить о начале классообразования во 2-й половине III тыс. до н.э.
На Крите существовала теократия — разновидность монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу. Сложилось классовое общество. Земледельцы облагались натуральными и трудовыми повинностями. В XVI в. до н.э. интенсивно расширяются торговые связи и начинается захват соседних территорий. Минойские колонии и торговые фактории появляются на островах Кикладского архипелага, на острове Родос, на побережье Малой Азии — в районе Милета. Наиболее выдающийся правитель — легендарный царь Минос, которого считают владельцем дворца, обнаруженного в г. Кноссе. Дворцы — наивысшие достижения критских зодчих, обнаружены также в Фесте, Маллии, Като-Закро. Для них характерно сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов двух-трехэтажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц, что создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В образотворческом и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000-1700 гг. до н.э.), достигший совершенства в росписи ваз-камарес, сменяется в 1700-1500 гг. до н.э. конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека на фресках дворца в Кноссе, в вазах с изображением морских существ; начинается производство мелкой пластики. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается больше светским характером.
С 1220 г. до н.э. Эгейская культура переживает глубокий внутренний кризис, что сопровождается вторжением дорийцев и «народов моря», приведшим Эгейскую культуру к гибели. К 1400 г. до н.э., возможно, в связи с завоеванием ахейцами, нарастают условность, стилизация. В середине XV в. до н.э. на Крит обрушилась природная катастрофа. Около 1470 г. до н.э. некоторые центры Эгейской культуры, особенно Крит, пострадали от извержения вулкана Санторин. Затем на Крите появилось ахейское (микенское) население, которое принесло новую культуру и линейное письмо Б.
Центр цивилизации в р-не Эгейского бассейна постепенно перемещается на север, на территорию материковой Греции.